Биоразнообразие

1.1 Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории)

С целью изучения разнообразия деревьев на территории учреждения дошкольного образования воспитателями Фолитарик Инной Ивановной и Петрученей Еленой Вячеславовной проводились экологические прогулки. 04.10.2022 (37 воспитанников)

Дети не только наблюдали за выбранными объектами, но и проводили опыты, исследования. 

Познакомились, научились различать деревья, собрали красивые осенние букеты.

Рябину не только попробовали на вкус, но и решили сделать рябиновые бусы. Дуб придал детям сил и здоровья. Желуди собрали для поделок. А с каким интересом они слушали рассказ о ели, рассматривали, трогали. Осенние букеты вызывали восторг у детей! Из осенних листьев дети вместе с воспитателем сделали осенний зонт.

"Каждому дереву свой листочек!" - под таким девизом дети сделали гербарий. 24.11.2022 (18 воспитанников)

Свои идеи дети воплощали через продуктивную деятельность, творческие сочинения с родителями о деревьях.

17.11.2022 (17 воспитанников)

На метеоплощадке по солнечным часам определяли время наблюдения, активно участвовали в трудовом десанте.                              Сентябрь (66 воспитанников)            

11.10.2022 (19 воспитанников)

Осенью дети во время прогулок не просто знакомились с деревьями детского сада, но и определили объекты для наблюдений на протяжении года. Первым объектом у них стала аллея туй, которые были посажены их воспитателями с бывшими выпускниками в 2015 году 

Дальше рябина, ель, береза, клен, липа и дуб. Ели в детском саду были посажены в 2007 году, а все остальные деревья в 1992 году.

После нескольких экскурсий были сделаны карточки объектов, краткое описание каждого дерева.

и составлен маршрут экологической тропы. 10.10.2022 (19 воспитанников)

Для закрепления ребятам были предложены игры "Каждому дереву свой листочек", "Плоды деревьев". Хорошо изучив маршрут, свои знания, наблюдательность, умение ориентироваться дети смогли применить на карте-схеме.

Дети с удовольствием использовали объекты-деревья, рассказывая, что они знают о них, рисовали сами маршрут экологической тропы, и не забыли про главного героя экологической тропы - Лесовичка.

Вернувшись в группу, они нарисовали деревья, которые видели и о которых рассказывали на прогулке.

Чтобы проявить творчество в составлении букета из осенних листьев, Валентина Ивановна предложила детям и родителям конкурс "Шляпка из осенних листьев". Очаровательные осенние букеты украсили шляпки для девочек. 05.10.2022 (17 воспитанников)

В процессе изучения разнообразия деревьев на территории дети отмечали на картосхеме деревья, которые они видели и изучали на территории. 12.10.2022 (62 воспитанника)

Работа с картосхемой проводилась и в холле учреждения дошкольного учреждения.

Ребята группы "Родничок" делали гербарий в процессе дидактической игры "Найди чей листок" 24.11.2022 (18 воспитанников)

 

свернуть

1.2 Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории)

Весной дети находят уже знакомые травянистые растения и знакомятся с новыми. Ребята без труда называют одуванчик, клевер, подорожник. А еще они познакомились с чистотелом. 27.04.2023 (47 воспитанников)

Наблюдая за травянистыми растениями во время прогулок, дети каждый день открывали для себя что-то новое. И свои открытия и наблюдения они отмечали на картосхеме. 27.04.2023 (47 воспитанников)

Свои знания они закрепляли в разных видах деятельности. В дидактической игре "Найди по описанию" дети не просто находили и называли растение, но и могли рассказать о их назначении в жизни человека. 29.03.2023 (63 воспитанника)

Елена Вячеславовна провела беседу на тему "Травянистые растения" и много времени отвели рисованию цветов и травянистых растений. 29.03.2023 (63 воспитанника)

Лучше всего знания закрепляются в игре. Поэтому Инна Ивановна помогла ребятам организовать игру "Зеленая аптека". Атрибуты для игры помогали готовить и сами ребята, в результате получилась увлекательная игра! 04.05.2023 (17 воспитанников)

Дети менялись ролями, в ходе игры можно было наблюдать, что дети не просто приходили в аптеку, а объясняли, что им болит, а в ответ могли услышать от чего какие растения помогают. Были сделаны буклеты о каждом растении, воспитатель познакомила детей с их содержанием, а в процессе игры они уже сами могли изложить содержимое буклета. Буклеты вы можете использовать в работе с детьми.

На участке детского сада дети познакомились с лекарственными растениями, и даже смогли распознать мяту, валериану по запаху! 27.04.2023 (47 воспитанников)

А вот викторину "Кто лучше знает травянистые растения" Инна Ивановна проводила онлайн. Задания давала разные, дети использовали и компьютер, и цветные карандаши, и картинки. И вот что получилось! 27.04.2023 (47 воспитанников)

Каждый воспитанник старался выполнить задание и отправить фото воспитателю.

Родители были активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках "Зеленой школы". И с "домашним заданием" по изучению первоцветов и травянистых растений они справились успешно.

 

свернуть

1.3 Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории)

В процессе изучения биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования было установлено, что она является местом обитания для многих птиц: синица, воробей, голубь, скворец, ворона, свиристель. На картосхеме дети отмечали птиц, которых видели на участке во время прогулок. По итогам наблюдений дети нарисовали птиц нашей страны и рисунки объединили в один альбом. октябрь 2022 (63 воспитанника)

Инна Ивановна предложила детям сочинить об этих птицах сказки вместе с родителями, все сказки были собраны в один сборник "Сказки о птицах"31.05.2023 (18 воспитанников)

Ежегодно в последние выходные  сентября и первые выходные октября проходит Международная акция «Дни наблюдения птиц»,  в которой принимают  участие сотни тысяч жителей разных стран планеты. Цель Дней наблюдения птиц – привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.  Главная задача – переписать всех птиц, встреченных за определенный промежуток времени, и направить результаты в национальные координационные центры. Целью  акции является –  информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории страны в которой Вы проживаете. Ребята из старшей группы и в этом году приняли участие в этой акции. С 03-го по 07-е октября воспитанники нашего сада наблюдали за птицами на территории нашего сада. Самыми распространенными птицами были воробьи (их регистрировали ребята на протяжении всех дней акции). Вторыми распространёнными птицами были голуби (сизые голуби). Третьими – скворцы. Ребятам было интересно наблюдать за птицами. Они вели дневник, где фиксировали количество увиденных птиц за день. Ребята решили, что каждый год будем принимать участие в этой акции. 03.10.2022 - 07.10.2022 (63 воспитанника)

"Осенние наблюдения за птицами" были организованы во всех старших группах. Каждый воспитатель предложил свой учет этих птиц. Неделю дети наблюдали за птицами и ежедневно отмечали. В конце недели каждая группа подвела итоги и определили, что больше всего на территорию детского сада прилетало синичек.

"Синичкин день" организовали дети группы "Родничок". Они не только наблюдали за синичками, а еще рисовали, вырезали и приклеивали их на подготовленное воспитателем дерево. 18.10.2022 (27 воспитанников)

Вот что получилось!

Кроме наблюдений на территории учреждения дошкольного образования, ребята ходили на экскурсию к Безымянному каналу, чтобы не только наблюдать за дикими утками, но и кормить их. октябрь 2022 (17 воспитанников)

На картосхеме дети обозначали, где видели птиц на протяжении всего учебного года и уже в мае они отметили всех птиц

Закрепить знания о птицах помог детям и лэпбук "Метеостанция", на котором дети показывали названную птицу, размещали ее на кормушку или в скворечник, рассказывали о ней. 27.04.2023 (47 воспитанников)

  

В мае 2023 дети узнали, что "утиное семейство" пополнилось, появились утята и даже уже успели подрасти. А на участке детского сада дети с интересом наблюдали за нашими двумя горлицами.

НАША ЗАДАЧА – ОХРАНЯТЬ И ЛЮБИТЬ ПТИЦ, ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ.

И ОНИ ОТБЛАГОДАРЯТ НАС СВОИМ ПЕНИЕМ И КРАСОТОЙ!

Елена Вячеславовна провела в группе "Родничок" интегрированное занятие "Что такое заказник?" В процессе занятия дети изучали достопримечательности заказника Выгонощанское и поиграли в игру "Найди птицу Выгонощанского заказника". 12.01.2023 (34 воспитанника)

А еще ребята нарисовали символ нашего города - бородатую неясыть. 12.01.2023 (37 воспитанников)

Работа с картосхемой проводилась в холле учреждения дошкольного учреждения на протяжении учебного года.

А с Инной Ивановной дети сделали аппликацию "Каких птиц мы видели на участке". 27.04.2023 (47 воспитанников)

Весной 2019 году воспитанники старшей группы были участниками конкурса "Красная книга глазами детей". По итогам конкурса награждены двумя дипломами на районном этапе и диплом 3 степени на областном этапе.

Материал "Флора и фауна Выгонощанского заказника" в рамках проекта "Зеленые школы"  используется в работе с детьми.

К этому материалу была разработана дидактическая игра, с помощью которой дети могли изучать и закреплять полученные знания. Эта игра пополняется карточками с изображением растений, животных, насекомых и птиц Выгонощанского заказника. сентябрь 2022 (68 воспитанников)

Дети с интересом изучали свой родной край с помощью этого дидактического материала, а так как посетить заказник "Выгонощанское" ребята не имели возможности, то им была предложена виртуальная экскурсия по Выгонощанскому заказнику. январь 2023 (68 воспитанников)

Дидактические игры также дали возможность детям изучить флору и фауну Выгонощанского заказника.

Дети, всю полученную в процессе бесед, экскурсий, игр информацию, использовали для создания своего заказника и обыграли через сюжетно-ролевую игру. январь 2023 (68 воспитанников)

А также они стали участниками КВН "Знатоки родной природы" февраль 2023 (61 воспитанник)

свернуть

1.4 Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории)

Насекомых ребята изучали и дома, и в парке, а больше всего наблюдений было на территории детского сада.  24.05.2023 (47 воспитанников)

Каждый день приносил детям все новые и новые открытия!

После наблюдений и проведенных исследований, дети рисовали запомнившихся насекомых. В раздевалке разместили свои рисунки для родителей.  05.06.2023 (19 воспитанников)

Формированию реалистичных представлений детей о природе помогают нам наблюдения за хлопотливой жизнью насекомых на прогулке.  апрель-май 2023 (63 воспитанника)

В ходе этих наблюдений дети учатся различать насекомых по их характерным признакам, правильно называть их, рассказывать о жизнедеятельности жителей «маленького мира». Педагоги во всех группах организовали наблюдения за насекомыми, дети рассматривали их даже через лупу!

Большое значение имеют такие прогулки и для становления эмоционально положительного, позитивного отношения детей к окружающему миру. Яркие божьи коровки и бабочки, трудолюбивые пчёлки и муравьи, солидные майские жуки ежегодно становятся одной из примет тепла, наступившего всерьёз и надолго.

Ребята не только искали насекомых, но и сами их придумывали, дети группы "Капелька" придумали бабочек, а группы "Родничок" - сделали бабочек своими руками. 05.06.2023 (19 воспитанников)

Над цветочками весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: желтые лимонницы, темно-красные крапивницы, голубянки, капустные белянки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Все ребята стали активными участниками конкурса "Самая красивая бабочка", какие только способы изображения бабочек они не придумали! 23.05.2023 (19 воспитанников)

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Какие бабочки появились на участке детского сада!

Больше изучить условия жизни насекомых помогли и игровые макеты, созданные воспитателями вместе с детьми. 24.05.2023 (47 воспитанников)

дикий луг

леслес

Работая с картосхемой, ребята отмечали каких насекомых они встречали на участке детского сада. 24.05.2023 (47 воспитанников)

Чтобы рассказать родителям о пользе насекомых, воспитанники подготовили видеовыступление "Вредных животных не бывает". Каждый ребенок выбрал насекомое о котором хотел бы рассказать. Видеосюжет был отправлен всем родителям. 05.06.2023 (19 воспитанников)

А еще дети рассказали своим меньшим товарищам на прогулке и показали насекомых на картинке. 05.06.2023 (19 воспитанников)

Лето – благоприятное время для наблюдений за насекомыми, расширения знаний о наших маленьких друзьях. Педагоги планировали свою деятельность так, что бы наши дети узнали больше о значении насекомых  в природе, выяснили, чем они могут быть полезны и опасны, почему разные насекомые издают разные звуки и окраска у всех насекомых разная.

Дидактические игры, литературные произведения, загадки о насекомых, подвижные игры были помощниками в организации разных видов деятельности тематической недели «Изучаем насекомых».

Экологическая грамотность, бережное отношение к природе становятся залогом жизни на планете!

свернуть

1.5 Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории

Октябрь 2022 (68 воспитанников)

 

свернуть

1.6 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

Зима для пернатых - самая тяжелая пора. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкшим к подкормке пернатых. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны. В январе   в ГУО «Детский сад №4 г.Ивацевичи» проводилась республиканская  акция «Птицы на кормушке». Основная цель акции – активизация населения на поддержание в зимний период пернатых друзей, помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их. Наши родители и воспитанники детского сада приняли самое активное участие в этой акции. в течение зимы (68 воспитанников)

Было изготовлено  12 кормушек, которые были развешаны на территории детского сада. Огромное СПАСИБО хотим сказать нашим неравнодушным родителям, которые поддержали своих детей и приняли участие в этой акции.  декабрь-январь 2023 (68 воспитанников)

На картосхеме дети обозначили, где были повешены кормушки.  11.01.2023 (21 воспитанник)

И на одной из прогулок дети увидели новых необычных птиц, это была стайка свиристелей. В группе дети размещали птиц на кормушке.

 

свернуть

1.7 Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездований для птиц.

Весна — пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. 

Помня о том, что в это время года нашим пернатым друзьям не хватает корма и места для укрытия, многие вывешивают на деревьях домики для птиц — скворечники. Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов. Помощь пернатым — весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. В детском саду была проведена акция "Домики для птиц". Воспитанники со своими родителями мастерили скворечники и устанавливали их на территории учреждения.

Активное участие в акции приняла группа "Родничок". Марат помогал папе делать домик для птиц.

Вы спросите, зачем это надо? Скворечник – это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. А значит, рядом с нашим детским садом будет находиться маленькое жилище для животных из Красной книги. Таким образом, вы поможете спасти животных, которым грозит исчезновение.

Вешать у своего жилья домики-скворечники старая народная традиция. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми-вредителями.

Скворечники делали в группах "Капелька", "Ромашка", "Сказка". На территории развешивали скворечники не только родители воспитанников, но и наш работник Николай Федорович. 23.03.2023 (17 воспитанников)

Всей семьей мастерили домик для птиц семья Бурчук Виктории и Владислава. Дети всегда очень рады, когда все выходные проходят в семейном кругу.

Дети группы "Капелька" подготовили информацию для родителей и других воспитанников, они рассказали какие домики есть для птиц и как они называются. март 2023 (17 воспитанников)

Что такое синичник? Что такое дуплянка? Что такое скворечник?

Весной, 1 апреля празднуют международный день птиц. К этому дню дети со своими родителями сделали скворечники и разместили их на деревьях детского сада.

После того, как были подготовлены домики для птиц, дети стали ежедневно наблюдать за птицами, и в результате они сделали вывод, что все скворечники были заселены птицами, в основном скворцами, но и синички не уступали скворцам...На участке дети стали замечать двух необычных голубей - это были горлицы.

На картосхеме воспитанниками были обозначены места, где были размещены скворечники. март 2023 (17 воспитанников)

свернуть

1.8 Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»

Наблюдения за бабочками всегда вызывало восхищение у детей. 19.05.2023 (47 воспитанников)

По описанию они без труда могли назвать уже знакомых бабочек (лимонницу, капустницу, крапивницу, павлиний глаз). Ребята, наблюдая, для себя отметили, что чаще всего бабочек они видели на цветочных клумбах. Поэтому ежегодно на территории учреждения дошкольного образования высаживается много цветов.

В группе дети рисовали "Самых красивых бабочек", вырезали бабочек, рисовали цветы для бабочек.

23.05.2023 (19 воспитанников)

Рисовали не только на бумаге... На своих ладошках ребята нарисовали самые необычные цветы!

28.03.2023 (18 воспитанников)

Цветочная поляна порадовала и нас взрослых!

Ребята не только искали насекомых, но и сами их придумывали, дети группы "Капелька" придумали бабочек, а группы "Родничок" - сделали бабочек своими руками. 24.05.2023 (17 воспитанников)

Над цветочками весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: желтые лимонницы, темно-красные крапивницы, голубянки, капустные белянки. А на ромашке девочки увидели совсем не бабочку!

В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Все ребята стали активными участниками конкурса "Самая красивая бабочка", какие только способы изображения бабочек они не придумали! 23.05.2023 (17 воспитанников)

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Какие бабочки появились на участке детского сада!

После наблюдений за бабочками, ребята вместе с воспитателем определились какую клумбу они сделают для бабочек летом. Ну, а чтобы не терять время весной, они сделали игровой макет "Клумба для бабочек", на котором продумали, какие цветы они сделают вместе с Инной Ивановной и какие бабочки прилетят на эти цветы. Получилось просто класс! 24.05.2023 (17 воспитанников)

В процессе создания макета с детьми велась беседа "Какая бабочка какое растение предпочитает и почему? 24.05.2023 (17 воспитанников)

Работая с картосхемой, ребята отмечали каких насекомых они встречали на участке детского сада. 19.05.2023 (47 воспитанников)

Весенние первоцветы привлекают своей нежностью, красотой, привлекательностью. Фоторепортаж "Дети и первоцветы" 24.03.2023 (18 воспитанников)

В группах «Капелька», «Сказка», «Родничок», воспитателями были организованы занятия "Первоцветы" и такие наблюдения, после которых они с большим удовольствием рисовали первоцветы. 23.03.2023 (18 воспитанников)

Много времени отвели рисованию цветов и в группе "Ромашка". 23.05.2023 (19 воспитанников)

В группе «Родничок»  ребята сделали аппликацию «Первоцветы глазами детей». 23.03.2023 (18 воспитанников)

В группе «Сказка» дети сделали аппликацию «К нам весна пришла»,  в группе «Родничок» интересными получились работы из бросового материала «Весна-красна» и «Мудрая Сова», а в группе «Солнышко»  – лепили «Весеннее небо». 23.05.2023 (29 воспитанников)

свернуть

1.9 Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда – изучение его состояния, при необходимости принятия мер по увеличению его биоразнообразия

А вот создание макета пруда дало детям возможность в последующем создать свой искусственный пруд в дворике детского сада. март 2023 (19 воспитанников)

Дети активно включились в работу по созданию пруда. Кто-то принес водоросли, кто-то улиток, а Лера принесла лягушку. С каждым днем наш пруд изменялся и становился красивым и насыщенным.  апрель 2023 (63 воспитанника)

Улиткам пруд понравился!

Для пруда приобрели аиста, лягушку, сами сделали кувшинки.

Улитки очень быстро освоились и уже через неделю можно было наблюдать, что они находились не только в воде, их можно было увидеть и в траве, и на камне.

В очередной раз ребята группы "Капелька" навестили жителей нашего пруда, заметили изменения - улитки грелись на солнышке, бабочки украшали цветы, а дети все рассматривали и изучали.

Пруд создали во внутреннем дворике учреждения, воспитанники отметили его нахождение на карте-схеме.

свернуть

1.10 Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира

По традиции итогом недели стала посадка деревьев и кустов. Педагоги совместно с воспитанниками на территории детского сада высадили аллею туй, которой дали название – аллея «Мира и созидания! С большим удовольствием малыши помогали взрослым: придерживали саженцы, поливали. Каждая группа с гордостью сажала свою тую. апрель 2023 (68 воспитанников)

– Эта акция имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что дерево,  высаженное своими руками, надолго сохранится в сердце маленького человека, – считают педагоги детского сада.

Дети посетили "Дикий луг"   июнь 2023 (23 воспитанника)

Макет "Дикого луга" дети делали с огромным удовольствием.  июнь 2023 (27 воспитанников)

свернуть