Обращение с отходами

4.1 Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования

Воспитателем дошкольного образования Жигарь Валентиной Ивановной была разработана серия игр-занятий по направлению работы «Обращение с отходами». Героем этих занятий стала Мудрая Сова.

Но прежде, чем начать работу в данном направлении, педагог провела экскурсию по территории учреждения дошкольного образования и близлежащей улице. Цель экскурсии - увидеть, как происходит сбор мусора, где, и почему нужен раздельный сбор мусора.  13.10.2022 (18 воспитанников)

На занятии «Что такое раздельный мусор?» дети с интересом готовили листовки для своих родителей. июнь 2023 (27 воспитанников)

Вечером дети вручали листовки своим родителям.

На следующем занятии ребята играли в игру "Сортировщики", а также делали памятки для работников детского сада (для работников прачечной, работникам пищеблока, заведующему) и для детей младших групп.  18.04.2023 (20 воспитанников)

В группах ребята смастерили ЭКО-КОРОБКУ "Каждой бумажке - домик!" В эту коробку они бросают всю ненужную, использованную бумагу на протяжении дня. В конце дня они готовят макулатуру для сдачи! в течение года (68 воспитанников)

Дети с удовольствием "Спасали ежиков". Увидев количество наклеенных ежиков, дети поняли, как много батареек они уже собрали!

Ребята очень любят мастерить поделки из любого материала. проходили выставки на тему "Мы мусор превратим в цветы", "Поделки из мусорной корзины", "Новогодняя игрушка" и другие. Одну из своих выставок они назвали "Чудеса из газеты". февраль 2023 (18 воспитанников)

Ребята стали участниками развлечения "Эко-ассорти", а еще им нравится делать поделки из вторсырья. Все стали активными участниками в создании журнала "Экомода". март 2023 (18 воспитанников)

Для журнала "Экомода" было создано много интересных, необычных моделей.

Воспитателем Куприян И.А. придумана интересная дидактическая игра "Одень куклу". Платья для куклы делали дети с использованием вторичных материалов. И кукла и платья имеют магнитную основу, поэтому куклу легко одеть.

Ребята подготовили эко-рекламу "Мы юные защитники нашего города", которую разместили у центрального входа в детский сад. 18.01.2023 (18 воспитанников)

На участке воспитанники организовали трудовой десант "Мы за чистый участок".   сентябрь 2022 (66 воспитанников)

Родителям дети вручили природоохранные листовки "Бережно относимся к природе!"  декабрь 2022 (57 воспитанников)

Организовывая огород на подоконнике, был использован вторичный материал, придавая ему "новую жизнь". февраль 2023 (20 воспитанников)

Дети ухаживали - и получили хороший урожай! Для себя они сделали вывод - "Неважно в чем садить и сеять, важно, как ухаживать будешь!" Поэтому для посева и посадки можно использовать уже ненужные в быту коробочки и стаканчики.

В целях проведения информационной работы среди воспитанников учреждений дошкольного образования по вопросам обращения с отходами потребления, сбора вторичных материальных ресурсов был просмотрен мультсериал «Команда 99». февраль 2023 (52 воспитанника)

В первой серии мультфильма «Бумажный переполох» дети увидели, что еноты спасают от катастрофы Зеленую планету и показывают, как правильно обходиться с бумажными отходами.

Задача мультфильма – с детства привить знания и привычки в обращении с отходами на уровне личной гигиены:

 - сортировка и переработка отходов экономит исчерпаемые природные ресурсы и предотвращает появление новых полигонов;

- только при правильной утилизации отходы не будут вредить природе и здоровью человека;

- каждому под силу собирать раздельно отходы и сохранить все ценные ресурсы.

 

свернуть

4.2 Разработка плана действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

Но прежде, чем начать работу в данном направлении, педагог провела экскурсию по территории учреждения дошкольного образования и близлежащей улице. Цель экскурсии - увидеть, как происходит сбор мусора, где, и почему нужен раздельный сбор мусора.  13.10.2022 (18 воспитанников)

На занятии «Что такое раздельный мусор?» дети с интересом готовили листовки для своих родителей. июнь 2023 (27 воспитанников)

Изучив состав образующихся отходов в учреждении дошкольного образования, дети вместе с Аллой Васильевной внесли данные в таблицу, затем составили план действий по минимизации отходов.

Источники образования отходов

 в ГУО «Детский сад №4 г.Ивацевичи»

Для изучения состава образующихся отходов в дошкольном учреждении, разработали таблицу для заполнения («+» - присутствуют отходы, «-» - отсутствуют)

Источники образования отходов в дошкольном учреждении

Бумага

Картон

Пластмасса

Стекло

Металл

Ткань кожа

Пищевые отходы

Прочие отходы

Всего

Медицинский блок

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Пищевой блок

-

+

-

+

-

-

+

-

3

Прачечная

-

-

-

-

-

-

-

-

0

Кабинет кастелянши

+

-

-

-

-

+

-

-

2

Музыкальный зал

+

+

+

-

-

+

-

-

4

Физкультурный зал

-

+

+

-

-

-

-

-

2

Кабинет заведующего

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Кабинет заместителя заведующего

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Кабинет учителя-дефектолога

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Пункт коррекционно-педагогической помощи

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Кабинет педагога-психолога

+

+

-

-

-

-

-

-

2

Кабинет делопроизводителя

+

-

-

-

-

-

-

-

1

Групповые помещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №1

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №2

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №3

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №4

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №5

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №6

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №7

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №8

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №9

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №10

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №11

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Группа №12

+

+

+

-

+

+

+

-

6

Итого

21

21

14

1

12

14

13

-

 

В ходе изучения было выяснено, что основными источниками отходов в учреждении являются:

  • Групповые помещения – бумага, картон, пластмасса, пищевые отходы.
  • Пищевой блок – пищевые отходы.

 Сделаны выводы о необходимости проведения разъяснительной работы среди воспитанников и законных представителей об обращении с отходами в детском саду.

ПЛАН

действий по минимизации отходов на 2022-2023 учебный год 

На занятии «Что такое раздельный мусор?» дети с интересом готовили листовки для своих родителей. июнь 2023 (27 воспитанников)

свернуть

4.3 Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования

Ежегодно 15 ноября в ряде стран отмечается Всемирный день рециклинга, или Всемирный день вторичной переработки.

В современном мире проблема накопления отходов стоит особенно остро по двум основным причинам, последствия которых могут быть весьма плачевными для человечества.

С одной стороны, запасы природных ресурсов, имеющихся на Земле, не безграничны. Нерациональное их использование привело к тому, что на сегодняшний день человечество уже потратило примерно треть этих ресурсов. Именно поэтому важно расходовать их экономно, одновременно подыскивая им альтернативу и занимаясь вторичной переработкой уже использованного сырья.

С другой стороны, одной из причин глобального потепления называют «парниковый эффект», в том числе из-за огромных гор промышленного и бытового мусора. Люди выбрасывают тонны полиэтиленовых пакетов, всевозможных упаковок, покрышек, бытовой техники и прочих отходов, разложение которых будет длиться столетиями.

Проблема переработки отходов – единая для всего человечества. Но, к сожалению, на сегодняшний день государства ведут борьбу с ней отдельно друг от друга.

Отдельно собранные отходы – это не мусор, а вторичное сырье, из которого можно сделать необходимые нам товары без дополнительной нагрузки на окружающую среду. По данным специалистов, уже сегодня в переработку можно отправлять не менее половины мусора.

«Мусор нужно грамотно утилизировать, а еще лучше – перерабатывать, давая уже использованному сырью вторую жизнь», — считают экологи.

Наши воспитанники стали активными участниками этого дня. Они  показали, как можно использовать вторичное сырье в детском саду.

В группе «Капелька» Алла Васильевна организовала трудовой десант «Сортируем крышечки по цвету», после чего детям захотелось придумывать разные сюжеты и композиции. 14.10.2022 (17 воспитанников)

Детей увлекло такое занятие, и они стали делать цветы из молочных бутылок, а веер из пластиковых вилочек.

А гостей они угощали чаем из чайного сервиза, который сделали из пластиковых бутылок.

Дидактические игры по сортировке мусора организовали в группах «Родничок», «Ромашка», «Сказка».

В группе «Капелька» дети обыграли ситуацию «Мы с природой дружим – мусор нам не нужен!», а в группе «Ромашка» был показан фрагмент ролевой игры «Очистим город от мусора». июнь 2023 (37 воспитанников)

Маски из одноразовой посуды делали ребята группы «Родничок». Сами сделали – сами и примерили!» 23.11.2022 (17 воспитанников)

Неделю экологии открыл день "Вторсырью вторую жизнь!" июнь 2023 (17 воспитанников)

Дети с удовольствием использовали разноцветные крышечки для создания картин на своих участках, это дети группы "Сказка" и группы "Капелька", а малыши группы "Солнышко" добавили разных насекомых красивой цветочной клумбе.

В группе "Капелька" ребята выпустили газету-коллаж с моделями одежды из вторсырья, свои модели создавали воспитанники группы "Сказка".

Не менее интересным оказалась модель, созданная прямо на прогулочной веранде. Группа "Ромашка" демонстрировала моду без всякой подготовки!

В группе "Родничок" морское дно обрело разнообразных рыбок! Дети группы "Капелька" очень любят рисовать, не только кистью, но и любыми предметами, и даже руками!     июнь 2023 (25 воспитанников)

После проведения практических занятий в природе, рассуждений детей, Валентиной Ивановной был предложен для рассмотрения и обсуждения плакат "Как долго разлагается мусор в земле".       10.01.2023 (17 воспитанников)

После чего дети сделали вывод, что мусор нельзя закапывать в землю.

свернуть

4.4 Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче

08.11.2022 (17 участников)

Всем детям было дано домашнее задание, изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях. Для того, чтобы понять откуда берется мусор воспитанники группы совместно с родителями исследовали содержимое их мусорного ведра за 1 день.

Результаты изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях за 1 день:

Участники: 17 семей

  1. Бумага: 1580 г
  2. Пластик: 2185 г
  3. Стекло: 1821 г
  4. Металл: 850 г
  5. Текстиль: 1821 г
  6. Пищевые отходы: 11074 г
  7. Прочие отходы: 970 г

ВСЕГО вес мусора составил 20301 г или 20кг 201г

В среднем 1 семья за день выбрасывает около 1кг 194гр. отходов.

За год -  429кг 840г

Основными источниками отходов, образующихся дома, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков, упаковки от йогурта, ручки, игрушки.
  3. Бумага, картон, газеты, глянцевые журналы, книги, бумажные пакеты упаковочная бумага, картонные коробки.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов, очистки картофеля).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).

Проанализировав выполненное задание, родителями была составлена памятка           08.11.2022 (17 участников)

Памятка

по минимизации отходов в домашних условиях

  1. Использовать матерчатую сумку для похода в магазин, чтобы не покупать пластиковый пакет.
  2. Выбирать товары в упаковках, которые подлежат вторичной переработке.
  3. Предметы бытовой химии, косметики покупать в большой экономной упаковке.
  4. Собирать и сдавать в специальные контейнеры пластиковую тару (перед тем, как выбросить, необходимо сжать пластиковые бутылки, чтобы уменьшить их объём. В одно мусорное ведро может уместиться до 100 спрессованных пластиковых бутылок емкостью 500 мл и только 12-15 бутылок в своей привычной форме).
  5. Собирать и сдавать в специальные контейнеры стеклянную тару. Вторично использовать стеклянную тару для консервирования.
  6. Собирать и сдавать в специальные контейнеры бумагу и картон (перед тем, как выбросить, необходимо сжать упаковку, чтобы уменьшить их объём). Использовать бумагу повторно для упаковки, черновых записей.
  7. Собирать и сдавать в специальные контейнеры металл.
  8. Опасные отходы (батарейки) не выбрасывать в мусор, а помещать в специальные контейнеры.
  9. Для уменьшения массы пищевых отходов часть бытовых отходов использовать на корм домашним животным или как удобрения для комнатных цветов (растений в огороде).

А как дети умеют дома помогать родителям, они показали нам на фотографиях.

Ребята с удовольствием не только рассказали, но и отразили на снимках, как они сортируют мусор дома.

свернуть
поделиться в: