Музыкальный руководитель советует...

Развитие музыкального слуха

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой.

Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывает настоящее блаженство. А ведь  такая игра имеет непосредственные отношения  к развитию слуха ребенка.

Что же такое музыкальный слух?

Хороший музыкальный слух – это способность различать и выбирать для общения  окружающие звуки, которые живут вокруг нас.

Существует мнение, что музыкальный слух есть у всех детей. Однако далеко не все дети могут чисто и правильно пропеть даже простую песенку. Часто не получается потому, что ребёнок не владеет своим голосом, он слышит, старается, но ничего не выходит. Для развития музыкального слуха необходимо воспитывать умение слушать и слышать. Пению, слушанию музыки надо учить так же, как учат ребёнка говорить.

Обращали ли вы внимание, что у некоторых (детей) людей интонация речи удивительно однообразная? Прислушайтесь: они говорят монотонно, и если берутся читать книги малышам, то читают сухо, невыразительно. У этих людей не развит слух, возможности развития их слуха были когда-то упущены.

Ребёнок, у которого много звуковых впечатлений, легче научится петь. Конечно, хорошо, когда малыш слышит красивое, чистое пение. Подражая ему, он сам начнёт петь. Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается очень медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы.  Но, как правило,  мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

Предлагаем родителям простое упражнение. Наверное, некоторые из вас обращали внимание на то, как дети, с радостью хлопая в ладоши, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше, по карнизу, или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить: можно похлопать сидя на корточках, по ножкам, можно несколько раз хлопнуть ладонями “ковшичками”. Внимательно прислушайтесь, как это звучит: то звонко, высоко, то глухо. Важно научить детей прислушиваться, находить разницу в звучаниях.

         Очень важно для развития слуха научить ребенка слушать звуки природы.

Гуляя с детьми в лесу, прислушиваться, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы: кукует кукушка, стучит дятел. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной. Спросите: близко или далеко было слышно кукушку, почему мама-птица громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды, грибы вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал тревожно.… Относитесь серьезно к таким разговорам с детьми. 

Пусть первую песенку почти всю сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать всё сам. Радуйтесь успехам «маленького композитора» - и не жалейте похвал. Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма.

Когда начинать занятия музыкой? Это решается только с учётом развития ребёнка. Как только ребёнок будет способен сосредоточить своё внимание, и вы сами почувствуете, что ему интересно, тогда можно начинать занятия. Самое главное в музыкальных занятияхинтерес.

Ни в коем случае нельзя «давить» на ребёнка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше. Пусть встреча с музыкой приносит радость.

Рекомендации родителям

(по В.М. Бехтереву)

- Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.

- Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т. д.)

- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

- Учите детей ориентироваться в ритме.

- Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Предлагаю вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

свернуть

Как музыка влияет на сон ребёнка?

Музыка перед сном способна вызывать у детей положительные эмоции. Они будут засыпать и просыпаться в хорошем настроении, что станет отличной мотивацией для контакта с другими людьми и выполнения каких-то поставленных перед ним задач.  

Классика действует на детей как успокоительное. Если превратить музыкотерапию перед сном в ежедневный ритуал, вскоре малыш будет ассоциировать выбранные композиции именно с этим. Он начнет быстрее погружаться в глубокий сон, а укладывать малыша станет на много проще. Влияние музыкотерапии на человека доказано давно, но укладывая своего малыша спать, мы даже не догадываемся, насколько полезна музыка для сна детям. В зависимости от выбранной композиции может развиваться эмоциональный фон малыша, его психика и даже музыкальный вкус.

Венгерские ученые провели целое исследования пытаясь разобраться, как музыка влияет на спящих детей. В ходе этого исследования было выявлено, что дети, у которых такая музыкотерапия проходила регулярно, процесс развития проходил на много быстрее.

Классическая музыка для детей перед сном поможет быстро и спокойно уснуть. Это важно для их эмоционального развития. Кроме того, спокойные и мелодичные произведения избавят от стресса и помогут ребенку расслабиться. Прослушивание разных мелодий помогает умственному развитию детей. Регулярная музыкотерапия полезна для быстрого усвоения полученной информации. Музыка перед сном ускорит развитие речи, а в будущем малыш будет легче изучать точные науки.

Спокойные мелодии помогают в концентрации внимания.

Музыка перед сном способна вызывать у детей положительные эмоции. Они будут засыпать и просыпаться в хорошем настроении, что станет отличной мотивацией для контакта с другими людьми и выполнения каких-то поставленных перед ним задач.

Многие дети, которые с раннего возраста слушают различные произведения, в период взросления больше тянутся к творческим профессиям. Это не значит, что эти дети станут музыкантами-виртуозами, но найти цель в жизни будет на много проще. Кроме того, развивается чувство стиля, музыкальный вкус и ощущение прекрасного.

свернуть

Как выбрать музыкальную игрушку для ребенка?

Ребенок должен развиваться со всех сторон. Так что было бы неплохо всем родителям развивать у малыша или малышки чувство такта, музыкальный слух, голос и любовь к музыке. Сделать это можно с помощью музыкальных игрушек для малюток. Конечно, в раннем возрасте плохо подходят пианино и фортепьяно, гитара или арфа и пр., однако есть и те игрушки, которые заинтересуют детей.

Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка переоценить сложно. А потому игрушки, связанные с воспроизведением тех или иных звуков и мелодий, детям и интересны, и полезны. Какие же из детских музыкальных игрушек стоит выбирать для малыша и почему?

Зачем нужны музыкальные игрушки?

Но для начала необходимо внести ясность в используемую терминологию. Под словосочетанием «музыкальные игрушки» надо понимать не только те, что играют непосредственно музыку, а любые игры и забавы, где основной акцент сделан на воспроизведении каких-то звуков: перезвона, писка, тарахтения, шороха, свиста, каких-то фраз и звуков живой природы и тому подобного. Такой ассортимент крайне важен. Ведь благодаря ему можно выбрать музыкальную игрушку почти для любого возраста детей.

Так, годовалый кроха с радостью будет воспринимать именно простые звуки: они познакомят его с разнообразием окружающего мира, научат выделять на слух разные тона, концентрировать свое внимание на них, а также видеть логическую связь между собственным действием (коснулся игрушки) и результатом (получил звук).

Детям же постарше уже нужны другие музыкальные игрушки: которые развеселят их, научат чему-то новому, дадут возможности для ролевых и сюжетных игр и, конечно, позволят проявить творческие способности – даже простейший детский музыкальный инструмент для подобного собственно и создан. Поэтому самое главное перед покупкой – оценить реальные потребности ребенка в данный момент и выбрать необходимый тип такой «звуковой» игрушки.

Какие бывают виды музыкальных игрушек

Перечислить все-все, что придумывают производители таких игрушек, конечно же, невозможно. Однако самые популярные группы товаров выделить можно:

  • погремушки

Самые первые музыкальные игрушки, которые можно продемонстрировать даже грудничку в возрасте 2-3 месяцев. Их главное предназначение: научить ребенка замечать, выделять и различать звуки. Поэтому чем больше и разнообразнее у него набор погремушек, тем лучше: это должны быть и гремящие, и тарахтящие, и шуршащие, и звенящие, и свистящие, и громкие, и тихие, и твердые, и мягкие (то есть сшитые из ткани). Неплохо, если помимо издаваемых звуков они отличаются еще формой, цветом, фактурой используемых материалов – это тоже работает на развивающий характер игрушки, поскольку дополнительно мотивирует малыша дотянуться до нее, взять ее в руки, повертеть и изучить во всех деталях. Сюда же можно отнести обожаемые детворой музыкальные молоточки и детские мобили, подвешиваемые над детской кроваткой или коляской. И еще практика показывает, что дети могут играть с погремушками очень долго – до 2-3 лет, а то и дольше!

  • развивающие комплексы

За этим понятием скрывается целый набор игрушек, главная особенность которых – множество встроенных звуков и мелодий, вызываемых по нажатию специальных кнопок. Это могут быть и развивающие коврики для самых маленьких (груднички, ползая по ним, изучая детали, запускают музыкальный механизм), и специальные столики, и дополнительные панели на машинках - каталках, прыгункахкачеляхстульчиках и даже горшках! Эти комплексы не ограничиваются простыми звуками, а играют полноценную музыку (пусть и простые ритмы из мультиков) и имитируют пение птиц, рычание диких животных, шум прибоя и т.п. Отдельно стоит сказать про танцевальные коврики. Они аналогичны описанным выше, но рассчитаны на 3-4 года, когда дети уже пробуют танцевать. Для этого пригодятся мелодии, включающиеся, когда ребенок наступает на специальные области на коврике.

  • говорящие игрушки

Такие игрушки подходят ребятне в возрасте от 1,5-2 лет, когда ребенок, с одной стороны, уже понимает речь, а с другой – готов к сюжетным играм, где умение медведя или пупса «выражать» свои эмоции весьма полезно. Ассортимент таких музыкальных игрушек также весьма велик. Самые простые – это знакомые всем с детства куклы, которые при опрокидывании говорят «Мама!» или имитируют звук плача. Такие игрушки вызывают неподдельный интерес у малышей, но при этом не требуют от них фактически никаких усилий. Чуть сложнее мягкие игрушки со встроенной скрытой кнопкой (обычно в районе живота) – стоит нажать на нее, как медвежонок зарычит или зайчик произнесет какую-то фразу. При этом заметьте: эти игрушки тоже разные. Одни ограничиваются одним-единственным звуком, а в памяти других заложен целый набор слов и даже стихов или песенок, которые ребенок 3-5 лет может заучивать вместе с игрушкой.

  • музыкальные книжки

На вид они почти не отличаются от обычных книжек со сказками для детей, разве что чуточку толще из-за встроенного электронного синтезатора с динамиком и элементами питания. Но, как показывает опыт, детей они способны увлечь на порядок больше! Все дело в том, что с такой книжкой читаемая родителями сказка выходит гораздо необычнее и «живее». В ней может параллельно чтению звучать успокаивающая колыбельная, в такой книге персонажи умеют и сами произносить отдельные фразы, без «помощи» голосов папы или мамы, при этом включать их сможет сам ребенок – нажимая на соответствующие кнопочки, что также приводит детей в искренний восторг! А еще такие книжки есть не только развлекательные, но и познавательные. Например, энциклопедия и расскажет о разных животных, и даст возможность «услышать» их. Хотя, конечно, тогда лучше обратите внимание на специализированные приложения для гаджетов: с фото, аудио и видео.

  • музыкальные инструменты

Игрушечные аналоги «взрослых» вещей практически всегда вызывают интерес у детей 2-3 лет, благодаря им можно почувствовать себя самостоятельным и взрослым, примерить такую роль. И все равно, что никакой осмысленной мелодии воспроизвести малыш объективно не может. Главное – выразить свои творческие порывы и пробудить интерес к музыке (а там, глядишь, и до музыкальной школы недалеко…). Что выбрать? Это во многом зависит от предпочтений ребенка и его возраста. Так, детворе 2-3 лет достаточно ударных: барабана, бубна, ксилофона или металлофона. С 3-4 лет можно попробовать детские духовые инструменты: свистульки, дудочки, трубы, флейты, губные гармошки. А в 4-5 лет ребенок готов к пианино и баянам. Струнные же инструменты оставьте для младшего школьного возраста – у маленьких детей мелкая моторика обычно еще не настолько развита, чтобы пробовать играть даже на детской гитаре.

Какие характеристики музыкальной игрушки важны?

Но, какую бы разновидность игрушки такого типа вы ни выбрали, до покупки надо оценить ряд параметров, от которых зависит удобство и безопасность ребенка:

сертификаты: традиционно напоминаем, даже в крупном магазине нужно интересоваться документами на игрушку, которые подтвердят соответствие ее всем стандартам и отсутствие в ней токсичных материалов;

качество: если все бумаги в порядке, убедитесь, что сама по себе игрушка сделана аккуратно, без огрехов или брака, с нее не облазит покраска, не лезут нитки, у нее нет химического запаха и других подобных проблем;

удобство: оцените, подойдет ли игрушка под маленькие детские пальчики, нет ли в ней отверстий, где они могут застрять, также лучше отказаться от игрушки с острыми краями и плохо закрепленными мелкими деталями;

звук: все музыкальные игрушки должны звучать приятно, не резко, чисто, естественно и не слишком громко – иначе ребенок может сразу испугаться, запутаться, отвернуться от такой игрушки, причем навсегда;

клавиши: кнопки для запуска музыкального механизма должны нажиматься легко, без западаний, выдерживая многократные повторения, – и при этом музыкальная реакция должна идти без заметной паузы (нажал – зазвучало);

батарейки: продавец обязан включить игрушку, чтобы вы убедились, что она рабочая (даже если в комплекте батарейки не предусмотрены); также не забывайте проверить качество и надежность электроизоляции.

И обязательно, когда дарите ребенку незнакомую ему музыкальную игрушку, надо показать ему, как она работает и что для этого необходимо делать. Потрясите ее, понажимайте клавиши, заинтересуйте малыша разнообразием вариантов игры с нею – и, вполне может быть, она станет одной из любимых забав на ближайшее время!

свернуть
поделиться в: