Наблюдения в природе зимой
09.02.2024Выходя на прогулку, ребенок имеет возможность наблюдать за окружающим его миром, за явлениями природы, учится устанавливать причинно-следственные связи, например, почему снежинка тает на руке. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающей природы, природных явлений. Все это тоже способствует развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
На протяжении всей зимы педагогами организовываются наблюдения за птицами и деревьями на территории детского сада. Дети подкармливают птиц, рассматривают те листочки, которые не опали осенью.
Деревья зимой находятся в состоянии покоя. Дети рассматривают кроны, ветки деревьев, структуру и цвет коры; сравнивают и узнают деревья по стволу, форме.
Любуются деревьями в инее, отмечают, на каких деревьях (лиственных, хвойных) больше снега.
Зимой, когда глубокий снег покрывает землю и лютует мороз, птицам, особенно мелким, приходится трудно. Считается, что синичка, например, может выдержать без пищи не более 20 часов. Вот почему в холодное время большинство птиц (вороны, снегири, синицы, воробьи) перебираются ближе к жилью человека, где легче добыть корм. Дети наблюдают за птичками не только на прогулке, но и через окошко.
А потом выносят корм и подсыпают в кормушки, установленные по всей территории детского сада.