Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество»
Уроки Мудрой Совы.
Что такое мусор?
для детей специальной группы с ТНР
(4-6 лет)
Жигарь Валентина Ивановна,
воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории
Цель. Познакомить детей с проблемой загрязнения Земли бытовыми отходами, со способами их переработки и вторичного использования.
Задачи. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
Развивать умение анализировать экологическую проблему. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у меня для вас приятная новость: нас пригласила в гости Мудрая Сова. Вы готовы отправиться к ней?
Нужно пройти по этой дорожке,
затем перепрыгнуть через цветочки,
пробежать между кустиками,
перейти по мостику через ручей.
Вот мы и пришли. Устраивайтесь поудобнее. Но, что-то нас никто не встречает? Где же Мудрая Сова, как вы думаете, ребята? Как же нам её найти? (Ответы детей)
Воспитатель. Мне кажется, я придумала. Давайте я расскажу стихотворение о природе. Мудрая Сова нас услышит и появится.
Мы любим природу и бережем.
В обиду ее никому не даем.
Чтоб природа была рада,
Охранять ее нам надо.
Не позволим живое все уничтожать…
Животным и растениям расти мешать.
Появляется картинка: Мудрая Сова.
Воспитатель. Ребята, Мудрая Сова рассказала мне интересную историю. Хотите узнать какую? Тогда усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.
«В одном дворе жил-был Мусор. Он очень гордился и радовался, что с каждым днем мусора становилось все больше и больше.
В соседнем дворе жил-был Чистюля. Он очень любил свой чистый двор, гордился и радовался этому. Однажды он посмотрел на двор Мусора и очень расстроился: повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики, бутылки, банки и сказал: «Вы видите, что наделали люди! Нужно навести порядок в этом дворе!». Чистюля взял метлу и начал убирать весь мусор: «Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — пропел он песенку. А Мусор, увидев это, испугался и убежал: «Ну, ничего, я отыщу себе новый двор, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!» Чистюля убрал весь мусор и кругом во дворе стало чисто.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети: о мусоре, о чистоте в городе.
Воспитатель. Да, сегодня мы поговорим о том, как можно помочь природе, нашему городу освободиться от мусора, что можем сделать мы – дошкольники.
Бумага, бутылки и другие вещи попросту загрязняют местность, а еще они несут угрозу для животных и птиц.
Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды.
Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что, люди используют много одноразовой посуды- пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.
Например, консервная банка разлагается 90 лет! Батарейки 100 лет, а пластиковые бутылки до 500 лет могут загрязнять землю!
А какой же мусор мы можем закапывать в землю, не нанося ей вред?
Дети: пищевые отходы
Воспитатель. Ежегодно от каждого человека остается очень много мусора. Мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?
Ребята, а вы знаете куда нужно выбрасывать все ненужные вещи?
Дети: в мусорное ведро.
Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?
Дети: на свалку.
Физкультминутка
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идём, на которой мы живём.
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.
Раз в ведро, а два- в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если вместе потрудиться
Всё вокруг преобразится!
Воспитатель. А как вы думаете, куда лучше всего вывозить мусор?
Дети: на завод
Воспитатель. Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?
Дети: Лес, вода, земля.
Воспитатель. К сожалению, такие заводы есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
Свалка — это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле наших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?
Дети: некрасивая куча, неприятный запах.
Воспитатель. Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах.
Дидактическая игра «Да-нет»
Воспитатель предлагает детям ответить на выражения, хорошо это или плохо.
- Мусор загрязняет землю, воздух, воду (да)
- Свалки нужны для сбора мусора. (да)
- Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне? (нет)
- Можно ли бросать мусор куда угодно? (нет).
- Рядом со свалкой можно жить человеку. (нет)
Воспитатель. Ребята, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Вспомните, вы видели у себя во дворе такие разноцветные контейнеры?
Дети: ответы.
Воспитатель. Мудрая Сова приготовила много разных игр и заданий.
Давайте и мы научимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Ребята, а давайте мы с вами вспомним в какой контейнер что положить.
Дети. Бумагу нужно положить в контейнер зеленого цвета.
Воспитатель. Правильно. Бумагу нужно собирать раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники. Поэтому разместим старые газеты, журналы, картон в зеленый контейнер для бумаги.
Дети. Пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов – черный.
Остатками еды покормим птиц и домашних животных.
Дети. Стекло, пустые баночки и стеклянную посуду, поместим в контейнер для стекла синего цвета.
Дети. Пластмассовые стаканчики, бутылки, пробки поместим в контейнер для пластика желтого цвета.
Воспитатель. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки.
В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы.
Дидактическая игра «Умный сортировщик» (Приложение 2)
Воспитатель. Вот какие молодцы! Все справились с заданием.
Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т. д.).
Сегодня мы с вами узнали о том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным!
Воспитатель. Давайте поблагодарим Мудрую Сову и пообещаем, что будем беречь наш город и всю окружающую природу.
Дети прощаются и возвращаются в детский сад.