Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»
"Мы друзья природы"
для детей старшей группы
(5-6 лет)
Юркевич Валентина Ивановна,
воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории
Задачи: --развивать интерес детей к свойствам и качествам объектов и явлений природы, умения характеризовать сезонные изменения в природе, творческие способности детей; --формировать умение выделять общие свойства объектов и явлений, устанавливать связи и зависимости между ними; --воспитывать нравственное, эмоционально-положительное отношение к природе.
Материал: Цветок с заданиями, кассета с записью, квадратики жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, схемы-модели «Что чем было», «Времена года», «Поведение в природе», муляжи грибов, модель леса, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, атрибуты для оформления пейзажа лесной поляны.
Ход игры:
Дети стоят в кругу с воспитателем. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим? Да, это нам письмо прислали. А кто же это, интересно!
Берет конверт. В нем аудиокассета.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем? (Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись)
Голос: Здравствуйте, дорогие дети детского сада. Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда начинаем игру. Давайте возьмем с собой в поход внимательные глазки (чтобы видеть в природе много нового, интересного и удивительного). Еще нам пригодятся внимательные ушки, чуткий носик ( чтобы послушать пение птиц, ощутить аромат трав, шелест листьев). Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу… Встали. Приготовились…
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко. Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза. ( дети выполняют движения по тексту).
Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она
сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебные лепестки – Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. (Прочитаем).
1.Красный лепесток. «Правила поведения в природе» (Рассказы детей по картинкам-символам «Как вести себя в природе»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы!
2.«Назови художника». (оранжевый лепесток)
Воспитатель: -- Дети, возьмите карточки. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять соответствующую карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
- Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки как рога… (Зима)
- У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава…(Весна)
- На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река
Белые пушистые в небе облака…(Лето)
- А четвёртый – золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень)
-- Ребята, давайте о поре года спросим у Эха!
-- Эхо лесное, спросить я могу? (агу-агу-агу)
-- Куда это листья лесные пропали? (опали-опали)
-- Травы лесные, где вы, не вижу? (ниже-ниже)
-- Цветы луговые, а вы где пропали? (завяли)
-- Птички-певички, давно ли вы пели? (они улетели)
-- Лягушки и раки куда подевались? (они закапались)
-- Белки и зайцы, про вас мы не знаем? (мы шубки меняем)
-- Так что же случилось, мы тебя спросим? ( уже прошла и осень).
Молодцы! Хорошо знаете времена года. А теперь давайте попробуем сделать модель года. (дети выполняют задание на ковре, выкладываю модель «Поры года» )
3.Желтый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Вы должны посовещаться и построить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Жёлудь – росток – дуб.
Молодцы справились с заданием.
Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
- Зелёный лепесток.А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в
той или иной ситуации.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень
понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и
кричала. Как правильно поступить Алёше?
Стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
Стихотворение:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два
мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём
к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая лягушка.
Дома жить она не сможет,
Лучше лесу пусть поможет.
– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?
Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение. Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают. Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
- Голубой лепесток. «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и
помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Синий цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе.
Следи за своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того
решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (з)
- Дети оставили костёр в лесу. (к)
- Ребята огородили муравейник. (з)
- Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
- Ребята срезают грибы ножиком. (с)
- Ученики очищают парк от мусора. (з)
- Ребята увидели гнездо в траве. (с)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
10.Дети сильно шумят в лесу. (к)
11.Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
12.Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)
13.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
15.Дети вешают кормушку. (з)
Что же на синем лепестке?
- Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы: Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.
- Фиолетовый лепесток. «Убери мусор»
Проводится аттракцион «Чья команда быстрей уберет мусор».
На поляне туристы, которые не знают правил поведения в природе, оставили
после себя много мусора. Давайте поможем природе и уберем весь мусор.
Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от
Феи природы.
Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью
принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными
медалями. Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.