Чудеса из мусорной корзины

Конспект занятия по образовательным областям

«Ребенок и общество» и «Изобразительное искусство (конструирование)»

Уроки Мудрой Совы.

«Чудеса из мусорной корзины»

для детей специальной группы с ТНР

(4-6 лет)

Жигарь Валентина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Цель. Познакомить детей с проблемой загрязнения Земли бытовыми отходами, со способами их переработки и вторичного использования.

Задачи. Расширить знания детей о способах утилизации и переработки бытовых отходов. Формировать основы экологической культуры и ресурсосбережения.

Развивать экологическое мышление, способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, выстраивать умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, хозяйственность, экономность.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Читает письмо)

 «Здравствуйте ребята! В нашем Цветочном городе беда - появилось много мусора. Помогите, пожалуйста, нам!»

Воспитатель. Как вы думаете, что же произошло с Цветочным городом? (ответы детей).  Откуда мог появится весь этот мусор? Как же это могло произойти? (ответы детей).

Ребята, давайте все вместе придумаем как нам помочь жителям Цветочного города превратить их город в чистый и красивый.

Но сначала надо выяснить, куда девается мусор после того, как его вынесли из дома? (ответы детей: мусор перекладывают в большие контейнеры, потом перегружают в специальные машины и вывозят на свалку).

Воспитатель. А как вы думаете, если мы будем вывозить весь мусор на свалку, что произойдёт с окружающей средой? (ответы детей)

Может быть лучше сжигать опавшую листву, бумагу, пластмассовые бутылки, пакеты? (Ответы детей)

Воспитатель. При горении пластмассы и полиэтилена образуются опасные вещества. Они отравляют воздух, которым мы дышим.

А если закапывать стекло, железные банки, пластмассу и пакеты? (ответы детей)

Воспитатель. Они не разлагаются долгие годы, загрязняют землю и подземные воды.

Как же бороться с накопившейся на свалке мусором? (предложения детей)

Воспитатель. Во многих странах мира практически весь мусор идёт на переработку. Различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Поэтому люди, выбрасывая мусор, сортируют его и кладут в разные контейнеры. И я вам сейчас предлагаю поиграть.

Развивающая игра «Сортировщики»

Дети подбирают разбросанный мусор и раскладывают по контейнерам (пластик, бумага, металл)

 Воспитатель. Молодцы! Мусор рассортирован, теперь его можно отправить на мусороперерабатывающие предприятия. О том, что происходит там с отходами, нам расскажет Мудрая Сова.

Вы знаете, как называются эти бумажные отходы? (Макулатура). Правильно. Макулатура попадает в специальную мельницу, где её измельчают. Полученную бумажную массу заливают горячей водой и химическими реактивами, благодаря которым масса обесцвечивается и становится похожей на кашицу. Чтобы из кашицы вытекала вода, её выкладывают на сито. Затем бумажная масса идёт по транспортёру, постепенно высушивается и попадает под горячий каток, который раскатывает её, превращая в тонкую ленту. На больших массивных катках эта лента разглаживается, после чего её сворачивают в широкие рулоны и отправляют на склад. Так из макулатуры получается новая чистая бумага, из которой можно делать тетради, книги и газеты. (Приложение 1)

Как называются эти отходы? (Пластик). Правильно, эти отходы называют пластик. Пластмассовые ёмкости сначала промывают, чтобы удалить грязь, а затем измельчают в специальной мельнице. Так получают мелкие гранулы — гранулят.  Гранулят ещё раз промывают в чане с горячей водой, отжимают и высушивают. Потом гранулы расплавляют и заливают в формы. Получают новые изделия: флаконы, банки, вёдра и контейнеры. (Приложение 2)

Как называются эти отходы? (Стекло).  Правильно, эти отходы называют стекло. Стеклянные предметы сортируют по цвету (коричневые, зелёные и бесцветные) и размалывают до мельчайшего песка. Стеклянный песок расплавляют в печах. Из такой горячей массы можно с помощью воздушной струи выдувать предметы разных форм: банки, бутылки, пузырьки. На специальных машинах из бесцветной массы раскатывают оконные стёкла.                         (Приложение 3)

Как называются эти отходы? (Металл). Правильно, эти отходы называются металл. Собранный металл отвозят на завод. Большие магниты отделяют железный лом от алюминиевых предметов. Алюминий — особый металл: он плавится при очень высокой температуре и не ржавеет. Затем алюминий расплавляют в горячих печах, разливают в формы и раскатывают в длинные тонкие листы. Из этих листов можно штамповать вёдра, кастрюли и ложки. (Приложение 4)

Воспитатель. Спасибо, Мудрая Сова, за полезный и интересный рассказ.

Это здорово, что перерабатывающие предприятия из мусора делают что-то новое.

Физкультминутка

Мы по улице идём

На которой мы живём

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладём

Раз - в ведро, а два - в корзину!

Наклоняем дружно спину!

Если дружно потрудится

Всё вокруг преобразится!

Воспитатель. Ребята, а я знаю, как можно нам с вами подарить вторую жизнь некоторым предметам, которые мы собрали на улицах Цветочного города.

Конструирование «Машина»

Дети раскрашивают рисунок-машину и вырезают ее. Из пробок от пластиковых бутылок делают колеса машине, приклеивая пробки к рисунку.

Воспитатель. Замечательные у вас получились поделки!

Ребята, что нового вы сегодня узнали и чему научились?

(Ответы детей: научились сортировать мусор, узнали, что происходит с бытовыми отходами после переработки.)

Сегодня мы узнали, как можно использовать бытовые отходы и в детском саду. Мы сами должны проявлять заботу о природе: не разбрасывать пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, потому что, мы причиняем вред не только природе, но и самим себе, и всем живым организмам на земле.

Приложения