Путешествие в страну электричества

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество»

«Путешествие в страну электричества»

для детей старшей группы

(5-6 лет)

Латышевич Светлана Ростиславовна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Программное содержание: познакомить детей с понятием «электричество» и его историей; расширять знания об электроприборах; воспитывать потребность в экономном расходовании электроэнергии. Развивать любознательность, мышление, речь.

Материал и оборудование: карточки с изображением старинных и современных предметов; карточки-пиктограммы с изображением правил безопасного обращения с электрооборудованием; воздушные шары, расчёски, кусочки бумаги, игрушки на батарейках; мяч.

Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Повелители молний».

Ход занятия 

Воспитатель (В.). Ребята, подойдите ко мне. Давайте станем все в круг  и возьмёмся за руки. Почувствовали тепло от рук соседа, а теперь улыбнитесь друг другу. Ваши улыбки зажглись, как электрические лампочки и озарили всё вокруг. Всем стало теплее и чуточку приятнее и светлее на душе.

Отгадайте загадку:

Он бежит по проводам

И охотно служит нам.

Он хозяйству помогает.

Согревает, освещает.

Все про него знают,

Но никто его не видел.  (Электрический ток)      (Ответы детей)

Молодцы! Правильно. Как вы думаете, что такое электричество и откуда оно приходит в наши дома? ( Предположения детей). Правильно, электричество свой путь начинает с электростанции (показ картинки). Электрический ток состоит из маленьких частичек – электронов. Они такие маленькие, что даже не видны. На электростанциях ток вырабатывают специальные машины – генераторы (показ картинки). Чтобы генератор дал электрический ток, внутри него должны вращаться лопасти турбины (показ картинки). Струя пара или воды с силой бьют по лопастям, турбина вращается, генератор вырабатывает ток, который по проводам попадает  на подстанции  городов, посёлков (картинка), затем ток распределяется на трансформаторные будки (картинка)  заводов, ферм, жилых микрорайонов, далее -  в школы, детские сады и дома. (В. рисует стрелки, указывая  весь путь следования электрического тока).

Воспитатель рассказывает стихотворение Т.Краско, показывая общую схему пути электротока.

Электростанция построена,

И всё в ней так устроено,

Чтобы ток производить

И в дома к нам приводить

По толстому кабелю под землёй

Бежит ток к будке трансформаторной.

Трансформатор весь ток собирает,

Его усиливает и распределяет.

И вот уже бежит ток в домах,

В тонких электропроводах.

В квартире провод к розетке подходит

И ждёт, когда вилку кто-то находит,

Прибор электрический включает

Каждый из вас знает,

Что ток опасным бывает.

Опасно в розетку предметы совать,

Мокрыми руками за провод хватать –

Рассердиться помощник наш, ток,

И ты получишь горький урок.

Какую пользу приносит человеку электричество?  (Ответы детей)  Какие электроприборы вы знаете?  (Ответы детей). Так у нас появилось электричество, благодаря которому могут работать такие привычные для нас приборы-помощники: телевизор, холодильник, утюг, компьютер, стиральная машина пылесос и др. Но так было не всегда.

Появляется домовёнок Кузя.

Кузя (К.). Что вы здесь шумите? Мешаете мне отдыхать.

В. Прости нас, Кузя, что нарушили твой покой. Я рассказываю ребятам, как и откуда в дома поступает электричество. Ещё хочу ребятам рассказать, как раньше жили люди без него.

К. Хоть я ещё маленький, семь веков всего, восьмой пошёл, но, как жили люди раньше,  хорошо помню и как электрический ток пришёл в дом, тоже помню.  Слушайте, что я вам расскажу. Давным-давно когда ещё не было открыто электричество, люди умели обходиться без электроприборов. Кто-нибудь знает, как можно обойтись без холодильника,  электроплиты, утюга, пылесоса? (Ответы детей).

К. Когда не было холодильника, продукты хранили в погребе, Обед готовили на костре. Пол подметали веником, а вместо просмотра телевизора люди читали, играли, разговаривали, рассказывали разные истории друг другу, новости узнавали  из газет, от знакомых, пели раньше люди сами, заслушаешься просто, а теперь магнитофоны, колонки слушают. Скучно иногда становиться. Раньше не было электрических лампочек, а были свечи, а ёще раньше жили при лучине.  Как-то было спокойнее и тише, а теперь  столько много света и звуков в доме, что иногда отдыхать мешают. Не экономно живут люди. Холодильник работает от электричества, микроволновая печь, пылесос гудят и тоже питаются электрической энергией. Компьютер, телевизор не начнут работать, пока не подсоединишь к электросети. А у утюга так вообще отменный аппетит по употреблению электроэнергии - быстро наматываются кВт на счётчике! Да, без электричества теперь никуда - безотказно служит людям. Современный человек с трудом может обойтись без электричества. С каждым годом его требуется всё больше. Поэтому электроэнергию нужно беречь, не тратить её понапрасну. Не подумайте, я не жадный, я домовитый!

В. Да, Кузя, теперь без электричества никуда, даже мобильные телефоны недолго будут работать без подзарядки. Но существуют энергосберегающие лампочки, которые, по сравнению с обычными лампочками, расходуют электроэнергию в пять раз  меньше. Люди научились сохранять электричество в батарейках, аккумуляторах. Назовите приборы, которые могут работать на батарейках (дети называют).

А, знаешь ли ты, Кузя, и вы, ребята, а ведь электричество может быть опасным! Электричество и электроприборы при не правильном обращении представляют серьёзную опасность. Поэтому при обращении с электроприборами вы должны помнить следующие правила: (Показывает картинки)

  1. Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Например, если вы ставите на зарядку мобильный телефон, то сначала подключите шнур к телефону, а затем вставляйте шнур в розетку. Отключение прибора произведите в обратном порядке.
  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
  4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура.

Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.

  1. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.
  2. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.
  3. Никогда не тяните за электрический провод руками.
  4. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными проводами.
  5. Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в электрический чайник, они должны быть обязательно выключены.

Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.

Физкультминутка

Кто с трудом, а кто в охоту,

Ходят люди на работу,

(Ходьба на месте с отмашкой рук.)

Но не могут же они

Делать в мире всё одни.

(Приседания.)

Им помощник есть, который,

Если нужно, сдвинет горы.

(Наклоны в стороны.)

Он без дела не лежит,

А по проводам бежит.

(Бег на месте.)

Мечется, как хищник в клетке,

От розетки до розетки,

(Круговые движения тазом.)

И не зря, где он живёт,

Пишут: «Не влезай – убьёт!»

(Круговые движения головой.)

Шутка может быть жестока

Электрического тока - (Прыжки на месте.)

И у мамы, не спрося,

Подходить к нему нельзя.

(Пригрозить пальцем одной и другой руки.)

Ток работы не боится

Да  и нам, зачем лениться?

(Руки опущены, пожимать плечами.)

Нам бы поскорей понять,

Чем ещё его занять.

(Хлопки в ладоши.)

О. Емельянова

В. Ребята, а где электричество встречается в природе? (ответы детей). Люди издавна  наблюдали за явлениями природы, стремились постичь её законы. В окружающем мире можно наблюдать электрический разряд. Даже погладив кошку, иногда чувствуешь покалывание, слышишь тихий треск электрического разряда. То же явление мы наблюдаем зимой, расчёсывая волосы. Они «электризуются», т.е. им передаётся разряд от окружающих предметов, одежды. Электричество вырабатывают некоторые рыбы: угорь, скат. Охотясь, они поражают свою жертву электрическим разрядом (показ картинки).

В. Сейчас мы с вами сделаем свою собственную ручную молнию. Что нам понадобиться? Прозрачная линейка или палочка из оргстекла, металлические ножницы, сухая шёлковая или шерстяная тряпочка. Что мы сейчас сделаем? Возьмём шерстяную тряпочку и хорошенько потрём линейку о сухую тряпочку. Отложим тряпочку в сторону и возьмём в руки раскрытые ножницы. Приблизим к остриям раскрытых ножниц заряжённую линейку – мы увидим, как между лезвиями ножниц появятся тонкие синеватые нити. Эта ручная молния будет извиваться, и трепетать, издавая чуть слышное жужжание. Ребята, но молнию мы сможем увидеть, если эксперимент будем проделывать в темноте. Жужжание, и треск ручной молнии мы сможем услышать только в тишине. (Проводится эксперимент). Как получилась у нас маленькая молния? Всё дело в статическом электричестве. Когда мы потёрли линейку о сухую тряпочку, в ней образовался заряд. Когда линейка приблизилась к ножницам, произошёл электрический разряд. Лучше всего он наблюдается в темноте, когда источник света не мешает его собственному свечению. Аналогично образуется  молния во время грозы. Так и в природе происходит -  ночная молния во время грозы, намного лучше видна, чем днём.

В. Современный человек уже не представляет, как можно жить без электричества. Вся наша жизнь зависит от этого невидимого помощника. Давайте поиграем в игру «Что делает электроприбор?». Я буду бросать мяч, а тот, кто словит мяч, должен ответить, что делают электроприборы: утюг – гладит, миксер – взбивает, фен – сушит, холодильник – морозит, охлаждает, пылесос – чистит, чайник – греет, кипятит, стиральная машина – стирает бельё, посудомоечная машина – моет посуду  и т. д..,

К. Ребята, у меня тоже есть игра для вас. Называется она «Сундучок электрончика». В этом сундучке хранятся карточки с изображением старинных и современных предметов. Необходимо найти пару карточек с предметами одинаковой функциональности и нужно объяснить свой выбор. Эту игру я дарю вам. А мне уже пора. Так что спасибо этому дому, пойду к другому.

В. Спасибо  большое и до свидания, Кузя. Мы рады были повидаться с тобой.