По экологической тропе

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"По экологической тропе"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Юркевич Валентина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Задачи: формировать знания детей о разнообразии видов деревьев; уточнить знания детей о строении деревьев, упражнять в узнавании их по внешнему виду; продолжать воспитывать познавательный интерес к деревьям, уважение и бережное отношение к деревьям.

Оборудование: макет экологической тропы, деревьев, указатели-стрелки, предметные картинки деревьев.

Ход

В. Дети, я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие. Вы согласны? (Да)

Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, нам нужно разгадать загадку

Весной зеленой веселит,

А жарким летом холодит.

Нас щедро осенью питает,

Зимой холодной согревает. (Дерево)

Правильно. Дети, а где растут деревья? ( в лесу, в городе, в деревне, в парке) Как называется место, где растут только березы? (Березовая роща, березняк) Одно дубы? (дубрава) Одни ели? (ельник)

Чем все деревья похожи и чем они отличаются? (похожи тем, что они имеют ствол, ветки, листья, корни, плоды, а отличаются размером, окраской, местом произрастания, названием)

А вот мы сегодня будем путешествовать по экологической тропе нашего детского сада и посмотрим какие деревья нам встретятся. (показать детям маршрут экологической тропы детского сада)

-А спутником нашим будет Лесовичок. Только вот где же он?  А вот и он. Только что-то сильно расстроен наш Лесовичок. – скажи нам, что случилось?. ( Лесовичок  рассказывает, что деревья на экологической тропе завели спор, кто из них важнее и что делать, он не знает)

Лесовичок, мы отправляемся к деревьям и послушаем, очень они спор ведут.

Первая остановка какая, дети? (туи)

И что же они о себе говорят? ( )

Вторая остановка? (рябинки)

Рябинка-краснощечка. Я самая красивая. Стройнее меня нигде не найти. А в ягодах моих больше всего витаминов. Я спасаю птиц зимой от голода. Люди меня очень любят.

Третья остановка – ель.

Ель-зеленушка. Да вы только посмотрите на неё. Расхвасталась. Да при меня дети знают больше всего стихов и загадок. Зимой и летом.. Что? Одним цветом. Вот! Правильно. Вот где настоящая красота. На самый радостный праздник меня к себе в дом люди приглашают, наряжают, хороводы водят. И бумагу изменяя делают. И шёлк делают искусственный. И музыкальные инструменты делают. И лекарства делают. Я лучше и нужнее всех. Я – королева деревьев.

Четвертая остановка.

Березка-веселушка. Именно меня, березку, считают символом нашей страны. С давних времен о березке слагают песни и стихи. Во поле береза стояла…. Белая береза под моим окном.. . береза очень неприхотлива, можно встретить очень часто. С давних времен бересту (кору березы) используют для изготовления бытовых изделий. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Береза приносит много пользы. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств. Широко используется и березовый сок.

Пятая остановка.

Клен. Клен легко отличить от других деревьев по большим узорчатым листьям с пятью острыми кончиками. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый, таким нарядным, что глаз не оторвать. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев. Клен встречает самым первым осени приход. Землю быстро укрывает золотым ковром. Весною клен пробуждается одним из первых. Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А ещё из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

Шестая остановка

Дуб. Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудится? Ведь до поздней осени я стою зеленый, значит я выносливый, значит закаленный. Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают символом и олицетворением богатырской силы. Дуб считают священным деревом. Дуб – деревьев всех король, у него большая роль. Ветки дуба постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения, как будто бы многократно изогнуты, словно скрученные, причудливые изгибы. У дуба ценная древесина, плотная, твердая, прочная, с красивой текстурой. Её используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.

Седьмая остановка

Липа-медовушка. Выросла я, липка тоненькой и гибкой. Не ломай меня! Медоносным цветом зацвету я летом. Береги меня. В полдень подо мною спрячешься от зноя. Вырасти меня. Вместе, друг мой милый, наберемся силы. Ты люби меня. Липа – стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно. Липа – лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар. Липовый чай пьют при простуде. Зимой липа привлекает птиц – липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат птицы полакомиться. Древесина у липы издавна используется для изготовления посуды, оконных рам, музыкальных инструментов.

Ребята, как вы думаете, стоит ли деревьям спорить? Конечно нет! Ведь каждое дерево нужное и полезное по-своему.

Рассуждения детей.  Релаксация «Мы – деревья»