Мы друзья природы

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"Мы друзья природы"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Юркевич Валентина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Задачи: --развивать интерес детей к свойствам и качествам объектов и явлений природы, умения характеризовать сезонные изменения в природе, творческие способности детей; --формировать умение выделять общие свойства объектов и явлений, устанавливать связи и зависимости между ними; --воспитывать нравственное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Материал: Цветок с заданиями, кассета с записью, квадратики жёлтого, зелёного, белого, красного цветов, схемы-модели «Что чем было», «Времена года», «Поведение в природе», муляжи грибов, модель леса, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, атрибуты для оформления пейзажа лесной поляны.

Ход игры:

Дети стоят в кругу с воспитателем. Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Это кто же к нам стучится? Просится к нам в дом? Посмотрим? Да, это нам письмо прислали. А кто же это, интересно!

Берет конверт. В нем аудиокассета.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Интересно. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем? (Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись)

Голос: Здравствуйте, дорогие дети детского сада. Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Не побоитесь? Тогда начинаем игру. Давайте возьмем с собой в поход внимательные глазки (чтобы видеть в природе много нового, интересного и удивительного). Еще нам пригодятся внимательные ушки, чуткий носик ( чтобы послушать пение птиц, ощутить аромат трав, шелест листьев). Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в моем лесу… Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко. Закрой глаза и сделай шаг.

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза. ( дети выполняют движения по тексту).

Воспитатель: Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она

сама? Давайте поищем ее. Ой, смотрите волшебные лепестки – Цветик-Семицветик. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания. (Прочитаем).

1.Красный лепесток. «Правила поведения в природе» (Рассказы детей по картинкам-символам «Как вести себя в природе»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу, банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы!

2.«Назови художника». (оранжевый лепесток)

Воспитатель: -- Дети, возьмите карточки. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять соответствующую карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.

  1. Четверо художников, столько же картин.

            Белой краской выкрасил всё подряд один.

            Лес и поле белые, белые луга,

            У осин заснеженных ветки как рога… (Зима)

  1. У второго – синие небо и ручьи.

            В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

            На снегу прозрачные льдинки – кружева.

            Первые проталинки, первая трава…(Весна)

  1. На картине третьего красок и не счесть:

            Жёлтая, зелёная, голубая есть.

            Лес и поле в зелени, синяя река

            Белые пушистые в небе облака…(Лето)

  1. А четвёртый – золотом расписал сады,

            Нивы урожайные, спелые плоды…

            Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,

            Кто же тот художник? Догадайся сам! (Осень)

-- Ребята, давайте о поре года спросим у Эха!

 -- Эхо лесное, спросить я могу? (агу-агу-агу)

-- Куда это листья лесные пропали? (опали-опали)

-- Травы лесные, где вы, не вижу? (ниже-ниже)

-- Цветы луговые, а вы где пропали? (завяли)

-- Птички-певички, давно ли вы пели? (они улетели)

-- Лягушки и раки куда подевались? (они закапались)

-- Белки и зайцы, про вас мы не знаем? (мы шубки меняем)

-- Так что же случилось, мы тебя спросим? ( уже прошла и осень).

Молодцы! Хорошо знаете времена года. А теперь давайте попробуем сделать модель года. (дети выполняют задание на ковре, выкладываю модель «Поры года» )

3.Желтый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Вы должны посовещаться и построить цепочку. Чем был и чем стал.

Икринка – малёк – рыба.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Жёлудь – росток – дуб.

Молодцы справились с заданием.

Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

  1. Зелёный лепесток.А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в

той или иной ситуации.

– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень

понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и

кричала. Как правильно поступить Алёше?

Стихотворение:

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Стихотворение:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два

мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём

к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

Дети объясняют, как правильно надо поступить в данной ситуации и выставляют «Напоминающий знак», затем рассказывают соответствующее стихотворение. Что обозначают эти знаки? Выставляются другие «Напоминающие знаки». Дети отвечают, что они обозначают. Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

  1. Голубой лепесток. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и

помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Синий цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе.

Следи за своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия  полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того

решения, которое принимается.

  1. Ребята наблюдают за муравьями. (з)
  2. Дети оставили костёр в лесу. (к)
  3. Ребята огородили муравейник. (з)
  4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)
  5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
  6. Ребята срезают грибы ножиком. (с)
  7. Ученики очищают парк от мусора. (з)
  8. Ребята увидели гнездо в траве. (с)
  9. Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

10.Дети сильно шумят в лесу. (к)

11.Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12.Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)

13.Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15.Дети вешают кормушку. (з)

Что же на синем лепестке?

  1. Синий лепесток. Блиц-вопросы.

Фея Природы: Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (Лось)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)

– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).

Вы всё знаете, молодцы! А теперь фиолетовый лепесток.

  1. Фиолетовый лепесток. «Убери мусор»

Проводится аттракцион «Чья команда быстрей уберет мусор».

На поляне туристы, которые не знают правил поведения в природе, оставили

после себя много мусора. Давайте поможем природе и уберем весь мусор.

Чья команда быстрей справиться с этим заданием, та и найдет послание от

Феи природы.

Фея Природы: Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью

принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными

медалями. Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.