Лампочка - королева света

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество»

«Лампочка - королева света»

для детей старшей группы

(5-6 лет)

Латышевич Светлана Ростиславовна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Задачи:

Закрепить представления детей об истории появления электрической лампочки, расширить знания об электроприборах и их работе; стимулировать развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники; воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии. Учить правильному  безопасному поведению с бытовыми электроприборами.

Игровое оборудование:  дидактическая коробка «Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки,  картинки для игры «История  лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка),  наборы счётных палочек.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.). Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в квартирах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда не оступались… Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель. Давайте попробуем представить себя в такой ситуации. Сейчас мы Мише (любому ребёнку) завяжем глаза платком, и он будет искать предмет, который лежит в этой коробочке, Представь, Миша, ты оказался в тёмной комнате. Вот  коробка. Там находятся разные предметы. Тебе необходимо найти, например, ключ. Попробуй его отыскать.  На поиск ключа понадобилось какое-то время, а теперь Миша будет искать расчёску в этой коробочке, и Коля будет искать расчёску  с незакрытыми глазами в другой такой же коробочке с таким же набором предметов. Посмотрим, кто быстрее найдёт нужный предмет. Конечно, Коля, ведь он всё видит вокруг, а в темноте сложно находить нужные нам предметы, выполнять какие-либо действия.

 Воспитатель. Ребята, у меня есть ещё одна коробочка. Вы узнаете, что в ней, если  отгадайте загадку.

Дом - стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Дети. Это лампочка!

Воспитатель. Да, ребята, это лампочка – незаменимый предмет в нашей жизни. Они есть в каждом доме, в каждой комнате. Бывает, что по несколько в одном помещении.

А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё до появления электрического света? Послушайте.

Выставляю картинку - «Солнце». До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце.  Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Как вы думаете, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

«Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников.

«Энергосберегающая лампочка». Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию. Посмотрите перед вами две разные лампочки. Как вы думаете, какая из них меньше потребляет электроэнергии. (Дети рассматривают лампочки). Ребята, где теперь можно увидеть лампочки? 

Дети. Лампочки есть в люстрах, в настольных лампах, торшерах, бра, в фонариках….

Воспитатель. Давайте сыграем в игру «Где живёт лампочка?»

Цель: закрепить представления детей об электроприборах; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа-лампочки, объяснить её назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; картонная картинка лампочки.

Ход игры:

Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку маленькой лампочкой. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, кровать, игрушка на батарейках, фонарик, компьютер, радиоприёмник, прибор сигнализации, мясорубка и др..

Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему? 

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. 

- Пылесос, выбивалка, веник.                                                                                    

- Холодильник – кладовка, погреб;                                                                        

- Электрочайник – обычный чайник; 

- Посудомоечная машина – кухонная раковина; 

Каждый раз, включая какой-либо электроприбор, нужно задуматься, как экономнее выполнить действия. Нет смысла включать посудомоечную машину, если нужно помыть две чашки. Гораздо быстрее и экономнее это сделать в раковине  или подмести веником упавшие со стола крошки,  чем использовать пылесос.                                           

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра «Ток бежит по проводам»

Ход игры:

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

После игры дети встают вокруг воспитателя.                                                                   

Воспитатель. У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов, просят объяснить, почему необходимо делать так, а не иначе.  Давайте попробуем ответить на них.

- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)

- Необходимо заменить старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)

- Электроэнергию надо беречь, так как…

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

- Днём надо выключать свет, чтобы…

- Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому…

- Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Воспитатель. Молодцы, ребята. Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Я прочитаю вам сказку о лампочке. «Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней. Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались: «Как здесь теперь светло!», потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний. Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала – несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку. А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку, монтер не говорил: «Ну вот, теперь тут будет светлее».

Воспитатель.  - Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?                                                                                                     

Дети. Да.                                                                                                           

Воспитатель. Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию. Это не просто лампочка, а настоящая королева света.