Знакомство со свойствами воды

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"Знакомство со свойствами воды"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Богук Инна Анатольевна,

воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Программное содержание: в процессе опытов, экспериментов познакомить детей со свой­ствами воды; учить делать выводы, умозаключения, пользоваться символами при повторении и обобщении материала; продолжать совершен­ствовать умение выразительно читать стихи; воспитывать детей в стиле здорового образа жизни.

Материал: спортивное оборудование (куб, дуга, обручи, ребристая доска); баночки с водой (на каждого ребенка), шапочки зверей, бутыл­ка, два стакана, блюдце, марганцовка, соль, сахар, подсолнечное масло.

Ход занятия:

Дети одеты в шапочки зверей. Воспитатель приглашает их в лесную школу. Но чтобы к ней дойти, необходимо преодолеть ряд препятствий.

Дети запрыгивают на куб и спрыгивают с него, подлезают под дугу .пролезают в «ворота», прыгают из обруча в обруч, проходят по ребристой доске и только потом попадают в «лесную школу».

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну, где каждый, если захочет, может стать фокусником, но прежде, мы дол­жны отгадать загадку:

Снег растает — зашумит,

Льдом станет — замолчит. (Вода.)

Воспитатель. Именно с водой мы будем проводить фокусы. Но чтобы точнее уяснить, что представляет собой вода, поиграем с вами в игру «Хо­рошо — плохо». Итак, вода — это хорошо. Почему? (Ответы детей.) Но бывает так, что вода — это плохо. Почему? (Дети дают ответы.)

Всем известно, что вода нужна всему живому и всегда. Вода — это жизнь. Кроме того, вода способствует здоровому образу жизни, со­блюдению гигиенических норм. Недаром К. И. Чуковский писал в «Мойдодыре»:

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам ,

Стыд и срам!

Опыт первый

Каждому ребенку дается баночка с водой.

Воспитатель. Какого цвета вода? (Бесцветная.) Это первое.

Понюхайте ее. (Она не имеет запаха.). Это второе.

Обратите внимание, как вода приобрела форму баночки. Следова­тельно, она может принимать любую форму. Это третье.

Давайте для примера нальем воду в бутылку, стакан, блюдце. А если воду налить на стол? Смотрите, наша водичка приняла границы, «жидкие человечки» взялись за руки и не пустили водичку дальше, образовали лужицу. Можно ли лужу изменить по форме? (Рисуем лу­чики.) «Человечки воды» взялись за руки и образовали лучики. Итак, какое свойство воды мы узнали только что? (Вода может растекаться.) Это четвертое свойство воды.

Опыт второй

Воспитатель. Сейчас начинаются более интересные фокусы. У меня на столе марганцовка. Я немного беру ее на ложечку. Какого она цвета? (Темно-бордового.) Опускаем ее в бесцветную воду, и, смотрите, вода становится розовой.

Давайте вместе сделаем вывод: вода может растворять вещества, на­пример, такие, как марганцовка. Такой опыт можно еще провести с со­лью, сахаром. Мы узнали, таким образом, что в воде растворяются разные вещества. Это будет пятым.

Опыт третий

А если мы возьмем подсолнечное масло и добавим его в воду, что мы увидим? Правильно, масло не «утонет» и не растворится в воде, потому что оно легче ее, вследствие чего всплывает на поверхность. Вывод: подсолнечное масло, как и все жиры, не растворяются в воде. Это шестое.

Опыт четвертый

Воспитатель (показывает детям 1/3 стакана с водой, окрашенной в синий цвет; добавляет в него немного чистой воды). Какого цвета стала вода? (Бледно-голубого.) А что по вашему мнению произошло? («Человечки» бесцветной воды растворили «человечков» окрашенной воды). Это седьмое.

Обобщение воспитателя с последующим повторением детьми.

Воспитатель. Итак, какие свойства воды мы узнали?

Первое — она бесцветная.

Второе — не имеет запаха.

Третье — вода может принимать любую форму.

Четвертое — растекается по плоской поверхности.

Пятое — вода растворяет кристаллы соли, и сахара, марганцовки.

Шестое — жиры не растворяются в воде.

Седьмое — большое количество бесцветной воды растворяет окрашен­ную воду.

Физминутка

Упр. 1. «Ныряние».И.п.— основная стойка.1—2 — набрать полные легкие воздуха через нос, выпустить воздух у через рот. (Кто дольше продержится под «водой».)

Упр. 2. «Уточки купаются». (Дети имитируют движения уто­чек во время купания«окунают» голову в воду.)

Упр. 3. «Плавание брасом».

И. п. — стать на колени, руки перед грудью (вдох).

1-—2 — сесть на пятки, руки в стороны (выдох).

Упр. 4. «Сгибание и разгибание ног».

И. п. — лежа на полу на животе, упор руки впереди.

1—2 —сгибать и разгибать ноги. («Бьем» ногами по воде попере­менно.)

Упр. 5. «Бег по воде».

Воспитатель. А что произойдет с водой, если ее заморозить? (Она превратится в лед.) Давайте поиграем в игру «Хорошо — плохо». Лед — это хорошо. Почему? Лед — это плохо. Почему? (Ребята высказывают свои мнения.)

Итак, благодаря воде мы можем играть в интересные игры, но нужно быть весьма осторожными.

Воспитатель. А теперь проведем опыты с замерзшей водой, т.е. со льдом.

Опыт 1. Снимите салфетки. Что вы видите? Если положить льдинку на разноцветную бумагу, то сквозь нее мы увидим цвет бумаги. Значит, лед прозрачный. (Первое).

Опыт 2. Возьмите лед в руки. Холодно? Какой мы можем сделать вывод? (Лед холодный.) (Второе.)

Опыт 3. Опять возьмите льдинку в руки. Какая она на ощупь? (Льдинка гладкая, скользкая, твердая.) Благодаря этим свойствам льда мы можем кататься на коньках зимой. (Третье.)

Опыт 4. Положите льдинку на блюдце. Подождите минутку. Что происходит с нашими льдинками? (Они тают.) Почему? (Лед тает в тепле.) (Четвертое.)

Опыт 5. У меня на столе стоят два стакана с водой. В один стакан кладем большую льдинку синего цвета, в другой — маленькую, красно­го цвета. Смотрите, они всплыли на поверхность. Почему? (Лед легче воды.) (Пятое.)

Таким образом, мы можем выделить следующие свойства льда:

  1. Он прозрачный.
  2. Холодный.
  3. Гладкий, скользкий, твердый.
  4. Тает в тепле.
  5. Лед легче воды.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение и назвать качества воды:

Коль зимой ты прыгнешь с вышки,

То найдешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода —

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

Летом, в теплую погоду?

Будешь мокрый ты до нитки —

Летом лед бывает жидким.

Вот такая чехарда.

То здесь лед, а то вода.