Живая капелька

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"Живая капелька"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Богук Инна Анатольевна,

воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории

Цель: воспитание основ экологической культуры.

Программное содержание: расширять кругозор детей, развивать связную речь, обобщать имеющиеся знания о живой природе; воспитывать лю­бознательность, любовь к природе.

Материал: иллюстрации, изображения, картины весны, осени.

Ход занятия:

Игра «Послушаем тишину». (Дети закрывают глаза, слушают, а потом говорят, что каждый из них услышал.)

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, которые лежат на столе: будильник, кубик, мячик, вода в чашке. Дети рас­сматривают и называют их.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чей голос?». (Определить по звуку, какой «голос» издал тот или иной предмет.)

Воспитатель (спрашивает, переливая из чашки в чашку воду). Чей это «голос»? (Это льется вода.) А сейчас что она делает? (Капает.)

Одну капельку роняет на пол.

Воспитатель. Дети, что почувствовала капелька, когда упала на пол? (Ответы детей.) Покажите мне мимикой, как себя чувствует капелька на полу? (Показывают.) А сейчас, давайте ее нарисуем.

На вырезанных силуэтах капельки дети рисуют ее «личико»: глазки, но­сик, ротик. Рассматривают капельки и определяют, какая у каждого из них получилась («грустная», «веселая», «задумчивая», «обиженная» и т.д.).

Воспитатель. Дети, покажите мне, пожалуйста, ваши правые ладош­ки. (Каждому на руку капает капельку воды.)

Ребята, а как чувствует себя капелька на вашей руке? (Ответы детей.) Покажите мимикой ее чувства. Потрогайте пальчиком капельку. Куда она исчезла? (Спряталась.) Куда же она могла спрятаться? (От­веты детей.)

Ребята, хотите я расскажу вам сказку о жизни капельки?

Сказка

Жила-была капелька. Там, где она жила, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. Однажды капелька заснула. Солнышко своими жаркими лучами согрело капельку, и когда она просну­лась, то превратилась в пар. Капелька стала легкой и невидимой и вместе с ветром умчалась з небо. Туда же попали и другие капельки. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока облако не слилось с другими облаками. Так появилась туча, и стала эта туча такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, на землю, и там, где было лето, пролились дождем, а там, где была зима, пошел снег.

Воспитатель. Дети, посмотрите, дождик пошел!

Физкультминутка

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица –

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки отряхнем.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим!

Воспитатель. Ребята, а что получится, если мы соединим много- много капелек? (Река, ручеек, море.) А у воды есть цвет? (Вода бесцветная.) А может вода стать цветной? (Ответы детей.) Что для этого надо сделать? (Добавить краску.)

Провести опыт: в стакан с водой добавить красную краску.

Воспитатель. Что бывает красного цвета? (Ответы детей.)

Дети, давайте понюхаем воду. Она пахнет? (Убеждаются, что вода не имеет запаха.) Правильно, вода не имеет запаха. А что можно сделать, чтобы появился запах? (Заварить чай, кофе, раство­рить варенье.)

Провести опыт: растворить в воде варенье, понюхать, чтобы определить запах.

Воспитатель. Попробуйте, какая вода на вкус? (Пробуют чистую воду, определяют, что она безвкусная.) Правильно, а если бросить в нее сахар, соль, какая станет вода? (Сладкая или соленая.) А если лимон? (Кислая.)

Опыты: дети (по желанию) бросают в стаканы соль, сахар, определяют, какая стала вода на вкус.

Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем. Мы все будем «капельками». Встанем в круг, возьмемся крепко-крепко за руки. Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились? (В лед.)

Итак, мы стали «твердыми». Теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила весна. Во что мы превратились? (В капельки.)

А потом капельки вновь собрались вместе и стали ручейками, кото­рые быстро-быстро побежали в реки, моря, океаны.