В стране зеленых знаний

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"В стране зеленых знаний"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Юркевич Валентина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Задачи: обобщать и систематизировать представления о характерных признаках времен года, о жизни и приспособлении животных, растений, птиц к условиям обитания; развивать умение устанавливать зависимость от погодных условий, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание сопереживать всему живому.

Оборудование: модели времен года, муляжи грибов, модель – плакат леса, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, плоскостная игра-поезд, макет пенька, аудиозапись птичьих голосов.

Ход занятия

Организационная часть

-- Ребята, посмотрите, сколько листочков залетело к нам в группу! Почему это произошло? Давайте их соберем! А вот этот листочек необычный – на нем что-то написано: Королева Осень вместе с колобком приглашает вас в путешествие. А вашими спутниками будут осенние листочки.

Основная часть

-- На этом листочке – первое задание: «Какая сейчас пора года? (Осень)

--- Дети, а давайте спросим у эха.

-- Эхо лесное, спросить я могу? (агу-агу-агу)

-- Куда это листья лесные пропали? (опали-опали)

-- Травы лесные, где вы, не вижу? (ниже-ниже)

-- Цветы луговые, а вы что пропали? (завяли)

-- Птички-певички, давно ли вы пели? (они улетели)

-- Лягушки и раки куда подевались? (они закапались)

--Белки и зайцы, про вас мы не знаем? (мы шубки меняем)

-- Так что же случилось, мы тебя спросим? (осень).

-- Ребята, а какие поры года вы еще знаете? Давайте мы с вами сейчас покажем все поры года на моделях. ( дети выкладывают модели пор года).

-- А какая пора года идет вслед за осенью, за зимой, за весной. Правильно. Зима, весна, лето, осень – это год.

Второе задание. Ребята, скажите на чем можно путешествовать? (на машине, пешком, поездом, велосипедом)

-- Мы отправимся на лошадке.

-- Едем, едем на лошадке (цокаем язычком) по дороге гладкой-гладкой.

--- Колеса скрипят (ш-ш-ш), бубенчики звенят (динь, динь).

-- Дятел стучит (тук, тук), ветер свистит(с-с-с)

-- Белка на елке орешки грызет (цок, цок).

-- Рыжая лисица зайца стережет(ф-ф-ф).

-- Холод, холод (бр-р-р).

-- Ехали мы, ехали, наконец доехали.

С горки – ух, в яму – бух. Приехали. Вот и приехали мы с вами в волшебный лес. Только почему то никого не видно. Давайте, ребята, мы с вами превратимся в зверушек тоже, чтобы они нас не боялись.

Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата.

За мамой зайчихой – косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Вот мы и добрались в самый высокий лес. А вот и наши лесные жители. Только вот они хотят поселиться в вагончики. Давайте мы им поможем: диких животных поселим в красный вагон, домашних—в синий, птиц—в зеленый, насекомых – в желтый. ( при выполнении задания дети обобщают свои ответы). Вот мы помогли нашим братьям меньшим. И тишина стала в лесу.

-- Ребята, смотрите, а кто-то там идет (ребенок -грибник).

--Шел грибник издалека….

А в корзине ни грибка!

Не единого грибочка, только травка, да листочки.

Утомился грибничёк и уселся на пенёк.

-- Ты скажи, скажи мне лес! Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника лес дремучий с высока,

Покачался, скрип, да скрип, показал под елкой гриб.

-- Я с грибами, - молвил лес. – А ты с глазами или без?

(Находим корзину с грибами: разрезные картинки)

-- Вот, ребята, сколько грибов есть в лесу. Давайте разберёмся, какие грибы в корзине съедобные, а какие ядовитые. ( Дети из половинок складывают гриб и называют его)

--- Ребята, но в лесу кроме грибов еще кто-то живет. А кто? (животные, птицы, насекомые). Растут цветы, кустарники, травы.

-- А давайте мы сейчас этот волшебный лес оживим. Согласны?

Воспитатель читает рифмовки, дети должны их закончить, посадив то или иное животное на макете леса.

-- Побывали мы в лесу, повстречали там (лису).

Глубоко дупло, не мелко, в нем в тепле ночует (белка).

Возле этой ёлки бродят злые (волки).

Слышу топот чьих -то ножек, по тропинке ходит (ёжик).

Начал громко он реветь. Узнаете, я (медведь).

С ним тягаться трудно в беге, коли встретить довелось.

Знайте, дети. Это (лось).

-- Вот сколько в лесу можно встретить интересного!  Расселили мы с вами всех по домикам. А скажите мне, ребята, а кто помогает всему живому расти? (солнышко и дождик). На макет размещаем солнышко и дождик. А кто знает стихотворение про дождь?

-- Раз, два, три, четыре, пять.,

Вышел дождик погулять.

 Шёл неслышно, по привычке, а куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: « Ох!» и ушел.

Газон засох.

-- Ребята, а как вы думаете, почему газон засох? Почему дождик не полил травку? Может табличка была неправильная?  А кому нельзя по газонам ходить?

Заключительная часть

-- Вот мы с вами и совершили путешествие. Скажите мне, пожалуйста, что вам больше всего понравилось во время нашего занятия? (ответы детей).

А теперь нам пора возвращаться в свой родной детский садик.