Берегите первоцветы

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа»

"Берегите первоцветы"

для детей старшей группы 

(5-6 лет)

Юркевич Валентина Ивановна,

воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории

Цель: создать условия для формирования у дошкольников экологической культуры.

Задачи: познакомить детей с растениями-первоцветами.

Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды.

Активизировать познавательную деятельность.

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Оборудование: весенние картины, Красная книга, шапочки цветов, аудиозапись произведений «Подснежник» П.Чайковского, «Шествие весны» Вивальди, цветок «Цветик- семицветик», выставка поделок «Первоцветы».

Ход игры

Воспитатель : Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро! –улыбчивым лицам.

Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера!

В. – Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

В. Что за волшебница приходит к нам? (Весна)

В. Давайте подарим весне весёлую песню. (дети поют песню «Весна-красна»)

В. Весною все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы тают и показываются первые самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.

Сегодня можно увидеть первоцветы и послушать, о чем они говорят. На волшебном поезде мы едем на весеннюю лесную полянку.

В. Посмотрите, сколько первоцветов появилось на поляне. (Дети становятся друг за другом паровозиком, едут под музыку, потом садятся на стульчики.)

В. Посмотрите, сколько первоцветов появилось на поляне.

Основная часть. Парад цветов

1 ребенок «Подснежник»

Я – подснежник

Первым вылез из землицы на проталинке.

Я мороза не боюсь, хоть и маленький.

Из-под снега расцветаю,

Раньше всех весну встречаю!

Родитель рассказывает легенду о подснежнике:

Старинная легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и ветром решили не пускать на землю красавицу весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежника, согрело землю и открыло дорогу Весне.

2 ребенок. «Мать-и-мачеха»

Ранней солнечной порой

Но проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Я цвету в апреле – мае.

Я – самая первая зазветаю.

Когда цветы отцветают, появляются большие зеленые листья.

С виду самый обычный, а потрогаешь – вот так дивно!

Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком. А другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, а холодная – мачеха.

3 ребенок «Медуница»

Я – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневый, то синий

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Родитель:

Меня называют сладким букетиком, потому что в моих цветках много сладкого сока-нектара. Медуница – очаровательный весенний цветок, который появляется через 8-10 дней после мать-и-мачехи. Узнаешь меня сразу: только у медуницы бывают разноцветные цветки-колокольчики.

4 ребенок «Примула»

Я – примула! Я – первая! Я – смелая!

Земля еще сыра, а я уж расцвела!

Мои цветочки малые –

Синеющие, алые –

Как искорки горят.

Родитель.

В народе у примулы молодые, волнистые листочки называют «баранчиками».  «Ключиками» -- называют цветки, они собраны в соцветие и похожи на связку ключей, которые открывают весной дорогу всему зеленому царству.

5 ребенок «Сон-трава»

Я –сон-трава.

Дальний лес стоит стеной,

В лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова,

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

Родитель:

Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. Я цвету даже если на улице мороз. Почему? Внутри цветка очень тепло. Оказывается, чашечка цветка – это вогнутое зеркальце, которое собирают солнечное тепло. Полюбуйтесь!

6 ребенок «Одуванчик»

Уронило солнышко лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У меня чудесный золотистый цвет.

Я большого солнца маленький привет.

Игра – превращение «Одуванчики»

Воспитатель предлагает детям превратиться в одуванчики и показать, как они растут.

Воспитатель:

Сейчас мы превратимся в одуванчики. Мы—маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнышку. Как хорошо. Вот  на стебельке появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

Воспитатель:

Ребята, вы знаете, что утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

7 ребенок «Тюльпан»

Я из Голландии приехал,

И мороз наш не помеха.

Меж цветов я знатный пан,

А зовут меня – тюльпан.

Родитель:

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. Тюльпан – цветок счастья.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цветочек вырос на поляне, (соединить руки, изображая бутон)

Утром весенним раскрыл лепестки. (раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание (в ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки! (соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – корешками)

Вечер. Цветки закрывают лепестки. (плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают. (положить руки на колени)

Игра «Цветик-Семицветик»

Воспитатель:

На полянке вырос волшебный цветок. Чтобы взять лепесток, надо правильно ответить на вопрос (ребенок берет любой лепесток, вопрос написан на другой стороне лепестка, воспитатель читает вопрос, ребенок отвечает, вопросы на закрепление знаний о первоцветах)

  1. В какое время года появляются первоцветы.
  2. Назовите весенние месяцы.
  3. Первоцвет, который дружит со снегом.
  4. Первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные.
  5. Первоцвет, похожий на солнышко.
  6. В названии какого первоцвета есть слово мед.
  7. Первоцвет – цветок счастья.

Физкультминутка

Солнышко, солнышко, золотое донышко! (делают из ладошек солнышко)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Побежал в лесу ручей (бегут)

Прилетело много грачей (летят)

А сугробы тают (приседают)

А цветочки вырастают! (медленно поднимаются)

Дидактическая игра «Подбери слово»

Подбери слово, которое похоже на первоцветы:

  • Желтый, как …..
  • Круглый, как…
  • Мягкий, как …
  • Белый, как…
  • Пушистый, как…
  • Хрупкий, как…

Воспитатель: вот какие удивительные цветы.

Подвижная игра «Весенний венок»

Дети делают круг и выполняют движения в соответствиес текстом

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я – подснежник, я – вьюнок, становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре – раздвигайте круг по шире.

Солнышко весной взошло высоко, лучи раскинул широко.

Гладит ласково листочки и цветы, золотит нам щечки и носы.

Мы захлопаем в ладоши очень рады солнышку.

Заключительная часть

Воспитатель: ребята, почему нельзя рвать первоцветы?

Ответы детей ( в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)

Если нельзя рвать первоцветы, то что можно сделать? (можно смотреть, нюхать и любоваться)

Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы? (ответы детей)

Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями. Первоцветы – самые замечательные, самые красивые цветы. Будьте всегда для них добрыми друзьями.