Зеленая школа

ЧТО ТАКОЕ «Зелёные школы»

Проект «Зелёные школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности  по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зелёные школы» – формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении. 

Основные задачи проекта «Зелёные школы»:

  • актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;
  • формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);
  • формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;
  • вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
  • создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

Советом государственного учреждения образования «Ясли-сад №4 города  Ивацевичи»

Протокол №1   от  12 сентября 2019 года

принято  решение об участии сотрудников и законных представителей в республиканском проекте «Зеленые школы».

Издан приказ по учреждению образования «Об организации работы по реализации Республиканского проекта «Зеленые школы»

АДДЗЕЛ ПА АДУКАЦЫІ

ІВАЦЭВІЦКАГА РАЙВЫКАНКАМА

 

ДЗЯРЖАУНАЯ УСТАНОВА АДУКАЦЫI «ЯСЛI-САД №4 ГОРАДА IВАЦЭВIЧЫ»

 

 

ЗАГАД

12.09.2019  № 187

           г.Івацэвічы, Брэсцкая вобласць

 

 

 

ОТДЕЛ  ПО ОБРАЗОВАНИЯ

ИВАЦЕВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД №4

ГОРОДА ИВАЦЕВИЧИ»

 

ПРИКАЗ

 

            г.Ивацевичи, Брестская область

 

Об участии в реализации

образовательного проекта «Зеленые школы»

 

С целью формирования экономически и экологически грамотной личности, имеющей ценностное отношение к природе, практические навыки в вопросах защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Принять участие в реализации образовательного проекта «Зеленые школы» с 12.09.2019.
  2. Назначить руководителем реализации проекта Бахур Л.М. – заместителя заведующего по основной деятельности.
  3. Утвердить состав координационного совета, регулирующего деятельность по реализации проекта:
    • Коледа В.В. – руководитель физического воспитания, Матырко Л.В., Шешук С.Н. – музыкальные руководители, координирующих направление «информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом» (экологические инициативы);
    • Богук И.А., Петрученя Е.В., воспитатели дошкольного образования старшей группы «Сказка», координирующих направление «Водосбережение»;
    • Юркевич В.И., воспитатель дошкольного образования старшей группы «Колобок», координирующий направление «Биоразнообразие»;
    • Латышевич С.Р., Кузьмич Е.Е., воспитатели дошкольного образования старшей группы «Солнышко», координирующих направление «Энергосбережение»;
    • Жигарь В.И., Мостыка О.А., воспитатели дошкольного образования разновозрастной специальной группы «Ромашка» координирующих направление «Обращение с отходами».
  4. Утвердить план мероприятий по реализации проекта «Зеленые школы» на 2019/2020 год.
  5. Заместителю заведующего по основной деятельности Бахур Л.М.:
    • Разместить на сайте учреждения план мероприятий по реализации проекта «Зеленые школы» при активизации сайта учреждения.
    • Создать вкладку на сайте учреждения «Зеленые школы», отдельно в ней выделив направления: «Водосбережение», «Биоразнообразие», «Энергосбережение», «Обращение с отходами» «Информационно-экологическая работа» и наполнять их содержанием, согласно реализации плана образовательного проекта и хода экспериментальной работы учреждения. Постоянно.
    • Предоставить отчет по реализации проекта для получения статуса «Зеленая школа». До 15.06.2020 года.
  6. Педагогическим работникам, членам координационного совета, предусмотреть оптимальное чередование специально организованной деятельности и нерегламентированной деятельности воспитанников при реализации образовательного проекта «Зеленые школы».
  7. Заслушивать информацию координационного совета о результатах проделанной работы на совещании при заведующем 1 раз в квартал.
  8. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя заведующего по основной деятельности Бахур Л.М..

Заведующий                                                               Е.И.Наумчик

Планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности

по реализации проекта "Зеленые школы"

Направление, тема Формы работы Время проведения
1. Биоразнообразие    
1.1. "Мы друзья природы" занятие сентябрь
1.2. "В страну зеленых знаний" экологическая прогулка сентябрь
1.3. "Деревья детского сада" экологическая тропа октябрь
1.4. "Сравним деревья" наблюдение октябрь
1.5. "Птицы нашего участка" наблюдение на прогулке октябрь
1.6. "Деревья осенью" экскурсия, наблюдение ноябрь
1.7. "Каждому дереву свой листочек" гербарий ноябрь
1.8. "Решение экологических проблем" игра-поиск декабрь
1.9. "Где ты видел эту птицу" составление карты-схемы декабрь
1.10. "Правила поведения в природе" разработка и оформление буклетов январь
1.11. "Животные и растения Выгонощанского заказника" виртуальная экскурсия, занятие, коллажи январь
1.12. "Копилка добрых дел" фотоотчет январь
1.13. "Знатоки родной природы" КВН февраль
1.14. "Наши питомцы уголка природы" фоторепортаж февраль
1.15. "Урожай на подоконнике" посадка лука, чеснока; посев овса, пшеницы февраль
1.16. "Весенние первоцветы" наблюдения март
1.17. "Литературная гостиная" чтение стихов,рассказов март
1.18. "Экологический квест" игра-поиск апрель
1.19. Различаем травянистые растения наблюдения апрель
1.20. "Клумба для бабочек" наблюдения май
1.21. "Где живут насекомые" исследовательская работа май
1.22. "Цветочные фантазии" (сравнение цветов) наблюдения май
1.23. "Дикие и культурные растения на территории детского сада" составление карты-схемы май
1.24. "Муха-Цокотуха" мюзикл, видеозапись май
2. Энергосбережение    
2.1.  "Путешествие в страну электричества" игра-занятие сентябрь
2.2. "Энергосбережению - Да!" акция, памятки для родителей сентябрь
2.3. "Как люди обнаружили электричество, как электричество попало в дом" рассматривание книг, иллюстраций, энциклопедии октябрь
2.4. "Почему место, где живет электричество, опасно?" проблемная ситуация октябрь
2.5. "История электрической лампочки" беседа октябрь
2.6. "Где живет электричество?" экспериментальная деятельность ноябрь
2.7. "Экономия электроэнергии и тепловой энергии" памятка для родителей руками детей ноябрь
2.8. "Энергосберегалка" книжка-малышка декабрь
2.9. "В страну электричества" игра-путешествие декабрь
2.10. "Изучение потребления энергии в учреждении дошкольного образования" конкурс рисунков январь
2.11. "Уходя, гасите свет!" оформление буклетов февраль
2.12. "Зачем беречь электричество" рисование плакатов март
2.13. "Вчера - сегодня" дидактическая игра март
2.14. "Чем опасно электричество" инсценировка с участием детей апрель
2.15. "Изучение потребления электроэнергии и тепла дома" (совместно дети с родителями) коллаж апрель
2.16.   дидактическая игра май
2.17. "Разноцветные лампочки" продуктивная деятельность (аппликация,  рисование, лепка) в течение года
3 Водосбережение    
3.1. "Вода - источник жизни на Земле" занятие сентябрь
  "Где мы встречаем воду, какая она?" исследовательская деятельность сентябрь
  "Кому нужна вода" коллаж октябрь
  "Почему нельзя засорять водоемы?" занятие октябрь
  "Чистая вода - да, да, да!" серия целевых прогулок к водоему октябрь-ноябрь
  Экообъектив "Очистим воду - поможем уткам!" фотоотчет ноябрь
  "Сбережем воду!" план действий на год ноябрь
  "Знакомство со свойствами воды" занятие декабрь
  "Свойства воды" экспериментальная деятельность декабрь
  "Вода и ее превращения" занятие январь
  "Круговорот воды в природе" изучение и рассуждение январь
  "Рациональное использование воды дома" памятки для родителей февраль
  "Загрязнение воды. Способы очищения воды" экспериментальная деятельность февраль
  "Волшебница вода" занятие март
  "Где живет капелька воды?" коллаж март
  "Где мы встречаем воду, какая она?" рассуждение апрель
  "Где живет вода в учреждении дошкольного образования?" составление карты-схемы апрель
  "Вечная слава воде!" занятие май
4. Обращение с отходами    
4.1. "Откуда берется мусор?" наблюдение-исследование сентябрь
4.2. "Мусору нет!" экскурсия-наблюдение, фотоотчет сентябрь
4.3. ЭКО-коробка "Каждой бумажке - домик" фотоотчет октябрь
4.4. "В гости к Мудрой Сове. Чудеса из мусорной корзины" интегрированное занятие ноябрь
4.5. "Уроки Мудрой Совы. Что такое раздельный сбор мусора?" игра-занятие ноябрь
4.6.

"Сортируем мусор - бережем природу!" 

"Чистый город"

дидактические игры ноябрь
4.7. "В гости к Мудрой Сове. Мы юные защитники нашего города" игра-занятие декабрь
4.8. "Сортируем отходы" игровой практикум январь
4.9. Огород на подоконнике "Отходы в доходы" (в емкостях из бросового материала) фотоотчет январь
4.10. "Чудеса из газеты" выставка поделок из бросового материала март
4.11. "Сортируй правильно!" акция март
4.12. "Если закопать в землю мусор, что произойдет?" практическая деятельность в природе апрель
4.13. "Мы юные защитники нашего города" экореклама, фототчет апрель
4.14. Экомода "Вторая жизнь вещам!" дефиле в костюмах из вторсырья апрель
4.15. "Мы мусор превратим в цветы!" эковыставка май
4.16. "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!" игра-викторина май
4.17. "Мы за чистый участок!" трудовой десант май
5. Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)    
5.1. Экосоветы фоторепортаж сентябрь
5.2. "Наш теплый детский сад!" акция сентябрь
5.3. "Умею ли я экономить воду?" анкетирование родителей сентябрь
5.4. "Знай и люби свой край, природу люби и не обижай!" родительское собрание сентябрь
5.5. "Как Вы сортируете мусор?" анкетирование сентябрь
5.6. "Умеете ли Вы экономить электроэнергию?" анкетирование сентябрь
5.7. "Шляпка из осенних листьев" конкурс октябрь
5.8. "Путешествие Капельки" творческое сочинение детей и родителей октябрь
5.9. "Собери макулатуру - сохрани жизнь дереву" природоохранная акция октябрь-май
5.10. "Рациональное использование энергоресурсов дома" семейные памятки октябрь
5.11. "Если бы я был деревом, то каким..." творческое рассуждение детей с родителями ноябрь
5.12. "Путешествие Лампочки" творческое сочинение детей с родителями ноябрь
5.13. "Как мы экономим воду дома" совместная работа детей с родителями ноябрь
5.14. "Каждой батарейке домик!" природоохранная акция ноябрь-май
5.15. "Умеем - экономим!" семейная газета декабрь
5.16. "Новая жизнь в обмен на крышечки!" природоохранная акция декабрь-май
5.17. "Мудрые мысли о природе" акция декабрь
5.18. "Как научиться экономить воду" советы от родителей декабрь
5.19. Экомарафон "Накормим птиц зимой" конкурс кормушек январь
5.20. "Бережно относимся к бумаге" природоохранные листовки февраль
5.21. "Сделай по дворцу каждому скворцу!" акция, скворечники умелыми руками пап март
5.22. "Только вместе, только дружно" семейная памятка, фотоотчет март
5.23. День Земли "Экоассорти" экологическое мероприятие апрель
5.24. "Цветочные фантазии" выставка семейного творчества май

 

Анкета-заявка

государственного учреждения образования

«Ясли-сад 4 города Ивацевичи»

для участия в проекте «Зелёные школы»

 

1. Полное официальное название

 учреждения образования

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №4 города Ивацевичи»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Наумчик Елена Ивановна

3. Почтовый адрес учреждения образования

225295 г.Ивацевичи, ул.Депутатская, 40Б

4. Телефон (с кодом)

8(01645) 97396

5. Факс (с кодом)

----------

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

sad4@rooivacevichi.gov.by

E-mail: sad4@rooivacevichi.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

Наумчик Елена Ивановна

8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

8(01645) 97396

+375 33 327 42 41

9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работу по проекту «Зелёные школы»

sad4@rooivacevichi.gov.by

10. Общая численность работников в учреждении образования

63

11. Общая численность учащихся в учреждении образования

267

12. С какого времени предполагается в учреждении образования реализация проекта «Зелёные школы»

С 12 сентября 2019 года

16. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить

--------

 

Отчёт по проекту «Зелёные школы»

ГУО  «Ясли-сад №4 города Ивацевичи»    Брестская область

1. Полное официальное название учреждения дошкольного образования

ГУО «Ясли-сад №4 города Ивацевичи», Брестская область

2. Ф.И.О. руководителя учреждения дошкольного образования

Наумчик Елена Ивановна

3. Почтовый адрес учреждения дошкольного образования

225295, г.Ивацевичи, ул.Депутатская, 40Б

4. Телефон (с кодом)

(801645) 9-73-96

5. Факс (с кодом)

-

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения дошкольного образования

sad4@rooivacevichi.gov.by

http://sad4.rooivacevichi.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника,

отвечающего в учреждении дошкольного образования за работу по проекту «Зелёные школы»

Наумчик Елена Ивановна, заведующий

8. Контактный телефон педагогического работника,

отвечающего в учреждении дошкольного образования за работу по проекту «Зелёные школы»

+375333274241

9. Адрес электронной почты педагогического работника,

отвечающего в учреждении дошкольного образования за работу по проекту «Зелёные школы»

sad4@rooivacevichi.gov.by

10. Общая численность педагогических работников

учреждения дошкольного образования

30

11. Количество педагогических работников

Учреждения дошкольного образования, принимающих  участие в реализации проекта «Зелёные школы»

10

12. Общая численность обучающихся

в учреждении дошкольного образования

267

13. Количество обучающихся 5-7 лет учреждения дошкольного образования, принимающих

участие в реализации проекта «Зеленые школы»

68 – (100%из числа детей 5-7 лет)

14. Каким образом реализуется программа «Зеленые школы» в учреждении дошкольного образования (через регламентированную, нерегламентированную деятельность и др.)

Через регламентированную и нерегламентированную деятельность

15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы»

в учреждении дошкольного образования

Сентябрь-июнь

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта Зелёные школы:

§  Биоразнообразие

§  Энергосбережение

§  Водосбережение

§  Обращение с отходами

§  Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

 

 

10

5

4

4

3

26

17. На диплом какого уровня претендует учреждение дошкольного образования

 

1

 

Анализ ситуации.

Перед началом работы по проекту «Зелёные школы» была поставлена цель: формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении.

Задачи:

1. Создать условия для реализации проекта "Зеленые школы".

2. Актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения.

3. Формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии).

4. Формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

5. Вовлекать обучающихся и их родителей в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к ее ресурсам.

6. Создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей обучающихся.

7. Формировать желание сохранить окружающую среду, осознание обучающимися взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

Уровень результативности деятельности оцениваем как высокий, так как достигнуты цели по каждому направлению проекта, все задания выполнены на 100%, работой в данном направлении довольны как воспитанники, так и их родители. Педагоги достигли поставленных задач, подготовили много материала и смогли заинтересовать детей и родителей в данном направлении.

Результаты выполнения мероприятий по проекту "Зелёные школы" оценивались через анкетирование, наблюдение, проведение конкурсов, выставок, акций. 

Перспективный план действий:продолжать дальнейшую работу по экологическому образованию и воспитанию детей; закончить работу по созданию пруда и дикого луга; вовлекать больше родителей в работу по данному направлению и разработать мероприятия для работы с общественностью.

Выполнение заданий

1. Направление "Биоразнообразие"

Цель: актуализировать знания воспитанников о видовом разнообразии растений, насекомых, птиц , животных ближайшего окружения.

Задачи:

1) Формировать представления о разнообразии растений и животных в природном окружении учреждения дошкольного образования.

2) Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и обучающихся поведения.

3) Совершенствовать знания о способах привлечения птиц на территорию учреждения дошкольного образования и прилегающую территорию.

4) Совершенствовать умения и навыки в разнообразной деятельности в природе (посадка деревьев, выращивание рассады, увеличение количества кормушек и скворечников).

5) Воспитывать чувство ответственности по отношению к окружающей среде.

Задание Даты выполнения Кол-во участников Целевые группы Ответственный педагогический работник Краткое описание выполнения задания (этапы) Показатели, по которым оценивалось выполненное задание
1.1 Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования

17.09.2019

 

08.10.2019

 

23.10.2019

 

12.11.2019

 

20.11.2019

19

 

18

 

20

 

18

 

19

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

занятие-прогулка "В стране зеленых знаний"

экологическая тропа "Деревья детского сада"

наблюдение "Сравним деревья"

экскурсия, наблюдение "Деревья осенью"

гербарий "Каждому дереву свой листочек"

творческие сочинения о деревьях

воспитанники имеют представления о разнообразии деревьев и кустарников на участке детского сада;

Знают и умеют находить и определять 6 видов деревьев и кустарников;

1.2. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования

19.03.2020

 

25.03.2020

 

15.04.2020

 

20.04.2020

 

06.05.2020

17

 

17

 

19

19

19

 

13

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

беседа на тему "Травянистые растения"

наблюдения "Различаем травянистые растения"

дидактическая игра "Найди по описанию"

викторина "Кто лучше знает травянистые растения"

сюжетно-ролевая игра "Зеленая аптека"

воспитанники имеют представления о разнообразии травянистых растений;

могут находить в природе и называть 4 вида травянистых растений (клевер, одуванчик, чистотел, подорожник) 

1.3 Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования

20.09.2019

 

24.09.2019

 

23.09.2019-27.09.2019

 

20.11.2019

 

15.03.2020

 

14.10.2019-18.10.2019

 

10.12.2019

 

18.12.2019

 

21.01.2020

 

11.02.2020

 

 

 

20

 

20

 

17

 

18

 

17

 

 

18

 

18

 

17

17

18

 

18

17

17

18

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

наблюдения на прогулке "Птицы нашего участка"

составление карты-схемы "Где ты видел эту птицу?"

участие в национальной акции "Осенние наблюдения за птицами"

Игра "Найди птицу Выгонощанского заказника"

КВН "Знатоки родной природы"

творческое сочинение детей и родителей "Сказки о птицах"

дидактическое пособие "Изучаем заказник "Выгонощанское"

виртуальная экскурсия по Выгонощанскому заказнику

сюжетно-ролевая игра "Создаем заказник сами"

посещение уголка природы учреждения дошкольного образования, наблюдения, уход за животными

воспитанники имеют представление о разнообразии птиц в природном окружении учреждения дошкольного образования, о необходимости бережного отношения к ним;

воспитанники знают и умеют находить семь видов птиц (ворона, воробей, голубь, синица, свиристель, скворец, снегирь)

воспитанники знакомы с растениями и животными "Красной книги" и с охраняемыми животными и растениями заказника "Выгонощанское"

1.4 Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования

08.04.2020

 

 

14.04.2020

 

16.04.2020

 

15.05.2020

 

 

12.04.2020

 

17

 

 

18

 

17

17

8

 

8

20

20

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

исследовательская работа "Где живут насекомые?"

игровой макет природных сообществ "Дикий луг", "Лес", "Водоем"

работа с картосхемой и силуэтами насекомых

видеовыступление воспитанников "Вредных животных не бывает"

конкурс рисунков "Насекомые родного края"

воспитанники имеют представления о разнообразии насекомых в природном окружении учреждения дошкольного образования;

знают и умеют находить в природе  и определять 5 видов беспозвоночных животных (божья коровка, майский жук, бабочка, шмель, муравей)

1.5 Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и разработка плана действий по увеличению биоразнообразия данной территории

14.10.2019-18.10.2019

20

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

беседа по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования, разработка плана по его увеличению, подбор картинок

воспитанники понимают, что такое  ответственность за состоянием природы ближайшего окружения;

сформированы умения определять и удовлетворять потребности растений и животных

1.6 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

16.12.2019-20.12.2019

 

13.01.2020-17.01.2020

 

20.01.2020-24.01.2020

10

 

22

 

20

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и их родители Юркевич В.И.

экомарафон "Накорми птиц зимой" (изготовлено 10 кормушек)

акция "Накорми птиц зимой"

работа с картосхемой

воспитанники имеют представление о способах привлечения птиц на территорию учреждения дошкольного образования, осуществляют подкормку птиц

1.7 Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования искусственных гнездований для птиц

23.03.2020-27.03.2020

 

06.04.2020-16.04.2020

12

 

20

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и их родители Юркевич В.И.

акция "Каждому скворцу по дворцу"

 

работа с картосхемой

воспитанники имеют представления о разнообразии птиц, о необходимости бережного отношения ко всему живому;

знают и умеют находить в природе не менее 5 видов птиц

1.8 Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования "Клумбы для бабочек"

март

апрель

май

17

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Юркевич В.И.

наблюдения за бабочками

игра "Угадай по описанию"

выставка рисунков "Самая красивая бабочка"

беседа "Какая бабочка какое растение предпочитает"

игровой макет "Клумба для бабочек", "Луг"

занятие "Первоцветы"

фоторепортаж "Дети и первоцветы"

Конкурс рисунков "Цветы на ладошках" (аппликация)

воспитанники узнают и называют растения, группируют их по разным признакам: отношению к человеку, месту обитания;

воспитанники называют признаки, характерные для живых существ, их проявления у растений;

воспитанники применяют разные способы ухода за растениями

1.9 Создание пруда, заселение его растениями

май-июнь

18

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования  

игровой макет "Пруд"

создание пруда на территории учреждения дошкольного образования

воспитанники различают и называют среду обитания растений и животных

1.10 Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования "дикого луга"

апрель

30

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и их родители Юркевич В.И.

посадка деревьев на территории учреждения дошкольного образования

выступление воспитателя "Как ухаживать за посаженными деревьями"

создание ограждения для саженцев сосны

полив посаженных деревьев

игровой макет "дикий луг"

создание дикого луга на территории учреждения дошкольного образования

работа с картосхемой

воспитанники имеют представление о разнообразии растений ближайшего окружения;

знают названия деревьев, что такое "дикий луг";

могут осуществлять посадку деревьев, оказывать помощь в создании "дикого луга"

2. Направление "Энергосбережение"

Цель: формировать устойчивую мотивацию воспитанников к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов.

Задачи: 

1) Формировать представление воспитанников об энергии, ее источниках и роли в нашей жизни, о понятиях «экономия», «бережливость», об основных принципах энергосбережения; 

2)Формировать элементарные навыки рационального использования тепловой и электрической энергии дома и в детском саду;

3) Расширять представления об экономической культуре;

4) Воспитывать бережное и ответственное отношение к сохранению тепло-энергоресурсов.

Задание Даты выполнения Кол-во участни-ков Целевые группы Ответственный педагогический работник Краткое описание выполнения задания (этапы) Показатели, по которым оценивалось выполненное задание
2.1 Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования 

12.09.2019

 

 

 

16.09.2019

 

 

 

24.09.2019

 

10.10.2019

 

10.10.2019

 

 

10.10.2019

 

10.10.2019

 

22.10.2019

 

22.10.2019

 

 

12.11.2019

 

 

12.11.2019

12.03.2020

12.03.2020

16.04.2020

16.04.2020

12.02.2020

12.02.2020

17

 

 

 

18

 

 

 

16

 

19

19

 

 

 

16

 

 

12

12

 

18

 

 

18

 

 

15

15

 

15

 

18

18

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Латышевич С.Р.

Кузьмич Е.Е.

беседа "Наш бесценный помощник"

 

игра-путешествие "В страну электричества"

 

акция - "Энергосбережению - Да!" (памятки для родителей)

рассматривание книг, иллюстраций, энциклопедии "Как люди обнаружили электричество, как электричество пришло в дом"

проблемная ситуация "Почему место, где живет электричество опасно?"

 

беседа "История электрической лампочки"

экспериментальная деятельность "Где живет электричество?"

памятка для родителей руками детей "Экономия электроэнергии и тепловой энергии"

 

дидактическая игра "Вчера-сегодня"

инсценировка "Чем опасно электричество?"

аппликация "Разноцветные лампочки"

воспитанники имеют представления об энергии, об основных принципах энергосбережения, знают простейшие правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами, простейшие способы экономии электрической и тепловой энергии, выполняют элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами
2.2 Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования 

23.10.2019

 

31.10.2019

 

15.01.2020

19

 

18

 

17

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Кузьмич Е.Е.

экскурсия "Где живет электричество?"

работа с картосхемой

изготовление книжки-малышки "Энергосберегалка"

воспитанники имеют первоначальные представления об электроэнергии, способах ее получения и роли в жизни человека
2.3 Анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования 

05.11.2019

 

14.11.2019

 

07.11.2019

 

 

13.11.2019

13.11.2019

 

18

 

17

17

18

 

18

 

18

18

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Латышевич С.Р.

Кузьмич Е.Е.

экскурсия "Где живет тепло?"

акция "Наш теплый детский сад!"

составление плана действий по сбережению тепла и электричества в учреждении дошкольного образования

работа с картосхемой

воспитанники имеют первоначальные представления об теплороэнергии, об ее  роли в жизни человека
2.4 Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного образования 

23.01.2020

 

 

 

11.02.2020

 

 

19.03.2020

17

 

 

 

12

 

 

10

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Латышевич С.Р.

Кузьмич Е.Е.

конкурс рисунков "Изучение потребления энергии в учреждении дошкольного образования"

оформление напоминалок "Уходя, гасите свет!"

рисование плакатов "Зачем беречь электричество"

воспитанники знают простейшие способы экономии электроэнергии
2.5

Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома (совместно с родителями)

04.11.2019-08.11.2019

 

 

23.10.2019

 

 

10.10.2019

 

 

13.12.2019

 

25.10.2019

 

 

20

 

 

18

 

 

20

 

17

18

 

20

20

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и их родители

Латышевич С.Р.

Кузьмич Е.Е.

творческий проект "Экономим тепло и электроэнергию в доме"

творческие сочинения детей с родителями "Путешествие Лампочки"

Анкетирование родителей

Семейная газета "Умеем - экономим!"

коллаж "Изучение потребления электроэнергии и тепла дома"

семейные памятки "Рациональное использование энергоресурсов дома"

воспитанники имеют представления об основных способах энергосбережения, знают простейшие способы экономии электрической и тепловой энергии дома, умеют их применять

3. Направление "Водосбережение"

Цель: актуализировать знания воспитанников о значении воды в жизни человека и способах рационального использования.

Задачи:

1) Формировать у воспитанников первоначальные представления об источниках воды, о значении воды в жизни человека;

2) Расширять представления об источниках загрязнения воды; о простейших способах сохранения воды;

3) Формировать умения применять простейшие способы рационального использования воды в учреждении дошкольного образования и дома. 

Задание Даты выполнения Кол-во участников Целевые группы Ответственный педагогический работник Краткое описание выполнения задания (этапы) Показатели, по которым оценивалось выполненное задание
3.1 Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования  

18.09.2019

 

13.09.2019

13.09.2019

30.09.2019

30.09.2019

20.09.2019

20.09.2019

02.10.2019

02.10.2019

014.01.2020

14.01.2020

06.12.2019

06.12.2019

17.02.2020

17.02.2020

10.03.2020

10.03.2020

06.12.2019

 

12.12.2019

 

октябрь-ноябрь

 

06.11.2019

 

09.01.2020

19

19

 

17

 

18

 

18

 

18

17

17

18

18

19

19

15

15

18

 

15

 

17

 

19

19

 

17

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Петрученя Е.В.

 

 

Петрученя Е.В.

 

 

Богук И.А.

 

Богук И.А.

 

Петрученя Е.В.

 

Богук И.А.

 

Богук И.А.

 

Волощик Ж.И.

 

Петрученя Е.В.

Богук И.А.

Богук И.А.

Богук И.А.

Богук И.А.

Петрученя Е.В.

Богук И.А.

 

Петрученя Е.В.

Богук И.А.

экскурсия по учреждению дошкольного образования с целью изучения мест потребления воды

коллаж "Кому нужна вода?"

 

занятие "Вода источник жизни на Земле"

исследовательская деятельность "Где мы встречаем воду, какая она?"

занятие "Почему нельзя засорять водоемы?"

изучение и рассуждение "Круговорот воды в природе"

памятки "Рациональное использование воды дома"

экспериментальная деятельность "Способы очищения воды"

занятие "Волшебница вода"

занятие "Знакомство со свойствами воды"

экспериментальная деятельность "Свойства воды"

серия целевых прогулок к водоему (наблюдения за работой по очистке)

эко-объектив "Очистим воду - поможем уткам!"

занятие "Вода и ее превращения"

воспитанники имеют первоначальные представления об источниках воды и о значении воды в жизни человека

Воспитанники знают источники загрязнения воды, простейшие способы ее сохранения

3.2 Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по ее сбережению 

09.10.2019

 

15.10.2019

 

17.10.2019

18

 

18

 

18

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Петрученя Е.В.

 

Богук И.А.

Богук И.А.

экскурсия по детскому саду с целью определения, где используется вода

работа с картосхемой

составление плана действий по сбережению воды

воспитанники умеют применять простейшие способы рационального использования воды в учреждении дошкольного образования 
3.3 Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении дошкольного образования, проведение мониторинга эффективности этих действий 12.03.2020 17 воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования Богук И.А. проведено обсуждение  анализа использования воды в учреждении дошкольного образования с детьми воспитанники умеют применять простейшие способы рационального использования воды в учреждении дошкольного образования
3.4 Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями)

02.10.2019

 

20.03.2020-24.03.2020

 

17.12.2019

 

11.10.2019

  воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и родители воспитанников

Богук И.А.

Петрученя Е.В.

анкетирование родителей

творческий проект "Как мы экономим воду дома"

семейная газета "Умеем - экономим!"

советы от родителей "Как научиться экономить воду"

творческое сочинение детей и родителей "Путешествие Капельки"

воспитанники умеют применять простейшие способы рационального использования воды дома

4. Направление "Обращение с отходами"

Цель: способствовать улучшению экологической ситуации в районе учреждения дошкольного образования путем усовершенствования системы сбора отходов.

Задачи:

1) Формировать у воспитанников первоначальные представлений о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды;

2) Расширять представления об источниках загрязнения окружающей среды;

3) Формировать желание сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

4) Развивать навыки здорового образа жизни.

Задание Даты выполнения Кол-во участников Целевые группы Ответственный педагогический работник Краткое описание выполнения задания (этапы) Показатели, по которым оценивалось выполненное задание
4.1 Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования

16.09.2019

 

20.09.2019

 

04.11.2019

 

 

12.11.2019

 

19.11.2019

 

 

06.12.2019

 

 

12.05.2020

  воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Жигарь В.И.

Мостыка О.А.

наблюдение-исследование "Откуда берется мусор?"

экскурсия-наблюдение "Мусору нет!"

интегрированное занятие "В гости к Мудрой Сове. Чудеса из мусорной корзины"

игра-занятие "Уроки Мудрой Совы. Что такое раздельный сбор мусора?"

дидактические игры "Сортируем мусор - бережем природу", "Чистый город"

игра-занятие "В гости к Мудрой Сове. Мы юные защитники нашего города"

игра-викторина "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"

воспитанники имеют первоначальные представления о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды
4.2 Разработка плана действий на год по минимизации объемов отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья 07.10.2019   воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Жигарь В.И.

Мостыка О.А.

совместная работа педагога с детьми по составлению плана действий по минимизации отходов воспитанники имеют первоначальные представления о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды
4.3 Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования

09.01.2020

 

 

17.01.2020

 

19.03.2020

 

24.03.2020

 

22.04.2020

 

03.04.2020

 

 

 

12.05.2020

 

14.05.2020

 

20.05.2020

10

 

 

12

 

13

 

9

 

11

 

13

13

 

 

12

 

10

 

8

воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Жигарь В.И.

Мостыка О.А.

Игровой практикум "Сортируем отходы"

огород на подоконнике "Отходы в доходы" (использование для посадки емкости из вторсырья

выставка поделок "Чудеса из газеты"

акция "Сортируй правильно"

эко-реклама "Мы юные защитники нашего города!"

практическая деятельность в природе "Если закопать в землю мусор, что произойдет?"

эко-выставка "Мы мусор превратим в цветы"

трудовой десант "Мы за чистый участок"

просмотр и обсуждение мультсериала "Команда 99"

воспитанники имеют первоначальные представления о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды

воспитанники умеют приводить примеры негативного влияния деятельности человека на окружающую среду

4.4 Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче 13.04.2020-17.04.2020 24 воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и их родители

Жигарь В.И.

Мостыка О.А.

родительское собрание "Знай и люби свой край, природу люби и не обижай!"

анкетирование родителей

творческие проекты "Как мы сортируем мусор дома"

разработка семейных памяток "За раздельный сбор отходов!"

разработка листовок "Только вместе, только дружно!" для родителей детьми и педагогами

воспитанники имеют первоначальные представления о простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды

воспитанники умеют приводить примеры негативного влияния деятельности человека на окружающую среду

5. Направление "Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)"

Цель: разработка и проведение мероприятий, направленных на формирование экологической грамотности среди воспитанников и их родителей.

Задачи:

1) Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного детьми для родителей и работников учреждения дошкольного образования.

2) Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения (для родителей, детей младших групп, работников детского сада).

3) Проведение экологических акций с привлечением местного населения.

Задание Даты выполнения Кол-во участников Целевые группы Ответственный педагогический работник Краткое описание выполнения задания (этапы) Показатели, по которым оценивалось выполненное задание
5.1 Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей в течение учебного года 68 воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования

Наумчик Е.И.

 

Петрученя Е.В.

Жигарь В.И.

 

Латышевич С.Р. 

Кузьмич Е.Е.

 

Юркевич В.В.

 

фотовыставка "Зеленая школа"

Фотоколлаж "Где живет вода?"

природоохранная листовка "Бережно относимся к природе"

газета "Сберегалка"

 

природоохранная акция "Берегите природу"

эко-елочка "Как вести себя на природе"

фотоотчеты

наличие памяток, листовок

выставки рисунков, поделок

5.2 Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью апрель 2020 25 воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования и педагоги учреждения дошкольного образования

Мостыка О.А.

 

Латышевич С.Р.

развлечение "Эко-ассорти"

инсценировка "Чем опасно электричество?"

сценарии мероприятий

конспекты занятий

5.3 Проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации в течение учебного года 68 воспитанники старшей группы  учреждения дошкольного образования, родители воспитанников и педагоги

Юркевич В.И.

Латышевич С.Р.

Кузьмич Е.Е.

Жигарь В.И.

Мостыка О.А.

Петрученя Е.В.

Богук И.А.

природоохранные акции:

"Собери макулатуру - сохрани дерево!", "Каждой батарейке свой домик!", "Новая жизнь в обмен на крышечки!", "Как сберечь электроэнергию?", 

фотоотчеты

анализ использования электричества, тепла, воды

количество сдачи вторсырья